Клуб  
"Дорога"
походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница
2(4) часть
КОHФЛИКТHЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Люди отправляются путешествовать ради отдыха, развлечения и многого
другого, о чем говорилось раньше. Hо бывает, что они к тому же (или вместо
того) ссорятся друг с другом. И порой случается, что возникшая ссора заслоняет
все остальные интересы человека, подчиняет себе все его цели.
Существует ошибочное мнение, будто по мере усложнения обстановки в
путешествии, с возникновением препятствий вероятность конфликта возрастает.
В действительности же в более сложных условиях у людей растет чувство ответственности,
мобилизуются резервные силы, повышается физический и моральный тонус. Все
это - до известного предела, наступающего в чрезвычайно сложных, экстремальных,
ситуациях,- способствует сплочению группы за счет объединения творческих
усилий и сглаживания множества мелких противоречий и шероховатостей во
взаимоотношениях. Однако возможность конфликтов (часто как раз на основе
предшествующих мелких бытовых столкновений) сохраняется и в сложных условиях,
причем их последствия становятся значительно более опасными. Это дает основание
говорить о большей значимости конфликтов в сложном путешествии (а не о
росте их частоты).
Нередко разгоревшийся конфликт производит впечатление стихийного, неуправляемого
явления. В действительности же любой конфликт развивается по своим законам
и никогда не возникает на пустом месте. Открытому, явному выражению конфликта
всегда предшествует период скрытого вызревания, состояния <готовности
к конфликту>.
Если говорить об обычных бытовых конфликтах, то многочисленные основания,
которые располагают человека к столкновению с другими людьми, можно объединить
в три группы.
1. Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких-либо интересов
субъекта (т. е. человека, чей взгляд на вещи мы берем за основу). Так,
в путешествии человек может быть недоволен распределением груза, обязанностей
или дежурств; местом, доставшимся ему в палатке; меню, составленным без
учета его вкуса; распорядком дня или темпом движения и т. д. При этом интересы
субъекта страдают от тех или иных действий других участников или руководителя
группы.
2. Ошибочное приписывание кому-либо позиции, направленной против субъекта.
Непонятные или двусмысленные поступки, высказывания окружающих могут получить
однозначную искаженную оценку субъекта, особенно если у него имеются какие-то
опасения, через призму которых он воспринимает происходящее. (Вспомним
о вероятностном прогнозе, и отрицательной модели ситуации.) Например, люди
с повышенным самомнением и обостренным самолюбием, приобретя кое-какой
туристский опыт, нередко начинают болезненно реагировать на советы бывалых
туристов. Совет, подсказка (особенно если они поданы не слишком тактично,
а тем более при всех) воспринимаются таким человеком как действие, главная
цель которого выставить напоказ его слабости, подчеркнуть его недостатки.
Другой пример - реакция участника на отказ руководителя выполнить какие-то
его просьбы. Допустим, руководитель не пустил туриста в разведку, а потом
не разрешил ему отлучиться со стоянки. Hе зная истинных причин, человек
может принять эти и последующие отказы руководителя как выражение недоброжелательного
отношения к себе и соответственно отреагировать на них.
3. Психологическая непереносимость. Предвзятое отношение к человеку
в связи с образом его мыслей, интересами, географическим или социальным
происхождением, национальностью, полом, возрастом, одеждой, прической,
голосом, говором, походкой, манерой есть, пить, смеяться, храпом и множеством
других свойств - вплоть до запаха (даже духов, не говоря уже о носках).
Hепереносимость возникает у субъекта тогда, когда какие-то свойства или
поступки другого человека начинают вызывать неприятные ассоциации или раздражают
сами по себе. Источником непереносимости могут стать и такие поступки,
которые, не имея прямого отношения к субъекту, все же обнажают его слабости,
демонстрируют его недостатки. Вычистили, скажем, следующие дежурные котел,
который предыдущий отмыть до конца не сумел, или кто-то нашел проход там,
где до него не смог найти пути субъект,- в том и другом случае к более
удачливому туристу у менее удачливого может появиться капля зависти, раздражения,
которые потом перерастут в непереносимость. Наконец может возникнуть и
интуитивное предубеждение без ясных оснований.
Готовность к конфликту переживается субъектом как состояние душевного
дискомфорта, раздражения. Причем все это существует не само по себе, а
более или менее отчетливо связано с личностью конкретного человека - оппонента,
который противостоит субъекту и на которого субъект направит свои действия
при переходе от готовности к реализации конфликта.
Оппонент не всегда бывает осведомлен о конфликте. Так, недовольный
инструктором турист может в его присутствии быть вежливым, сдержанным и
не высказывать никаких претензий, а за спиной инструктора всячески его
поносить, отпускать в его адрес скептические реплики и тем самым существенно
подрывать его авторитет в группе. Инструктор же, не зная ничего об этом,
не предпринимает никаких ответных действий. В подобных случаях оппонент
выступает лишь как мишень, на которую субъект направляет свои реакции.
Оппонент остается пассивным и сам в конфликт не вступает. Такой конфликт
- с одним активным участником - мы будем называть односторонним. Моделью
подобного конфликта может служить басня И. А. Крылова <Слон и Моська>.
Гораздо чаще оппонент не остается безучастным, а каким-либо образом
отвечает на действия субъекта и становится <полноправным> участником
конфликта. Если взять теперь его позицию за основу, то о нем можно повторить
все, что ранее говорилось о субъекте. Таким образом, в двустороннем конфликте
можно выделять любого из двух субъектов, в зависимости от того, с чьих
позиций проводить анализ конфликта.
Конфликты можно разделить па однородные и сложные. Если преобладающие
основания для конфликта у каждого из субъектов принадлежат к одинаковым
группам (из трех, о которых только что шла речь), такой конфликт будем
считать однородным. Возможны три типа однородных конфликтов:
1) истинный конфликт - при взаимном ущемлении интересов;
2) недоразумение - при обоюдной ошибке:
3) психологическая несовместимость - при взаимной непереносимости.
Конфликт, в котором у субъектов разные основания, назовем сложным.
Так, представим, что одному из туристов показалось, что завхоз несправедливо
распределил груз или неравномерно разгружает участников. Турист высказывает
завхозу свои сомнения и в ответ <получает> бурную реакцию. Что представляет
из себя такой конфликт? Для туриста источником конфликта служит ошибка.
Замечание туриста, если оно высказано без достаточного такта, могло задеть
самолюбие завхоза, т. е. нанести ущерб его интересам. Возможен и другой
вариант: завхоз еще раньше по какой-то причине испытывал неприязненное
чувство к туристу, высказавшему претензию. И замечание туриста в его адрес
(даже в тактичной форме) послужило лишь толчком, выявившим психологическую
непереносимость завхоза в отношении этого туриста. Hельзя исключить и сочетания
обоих этих вариантов. Так или иначе, бурная реакция завхоза может уже реально
затронуть интересы туриста, что вызовет с его стороны дополнительные защитные
действия, которые повлекут дальнейшее нагнетание конфликта. Конфликт становится
многослойным.
Готовность к конфликту, даже при очень большой напряженности субъектов,
далеко не всегда переходит в открытое столкновение. Момент перехода зависит
от сочетания очень многих факторов. Среди них можно выделить личные свойства
конфликтующих (место в диапазоне между выдержкой и агрессивностью, смелостью
и трусостью), вероятностный прогноз каждого из них (что сулит ему развитие"
конфликта). Особо следует подчеркнуть роль внешних условий и, в частности,
наличие и позицию значимых лиц. Если хотя бы один, а тем более оба человека,
расположенные к конфликту, чувствуют поддержку окружающих и одобрение значимых
для себя лиц, открытое столкновение становится практически неминуемым.
Напротив, атмосфера общего осуждения и особенно неодобрительное отношение
значимых лиц может затормозить или вовсе предотвратить развертывание конфликта.
Развитие начавшегося конфликта (его реализация) протекает разными способами.
1. Поступательное, логическое, или <игровое>, развитие. Конфликт
как бы разыгрывается противниками. Каждый из них поочередно делает ходы,
придерживаясь каких-то правил, ограничений и запретов (иногда каждый своих).
Поступки участников конфликта сохраняют связь с ситуацией, достаточно последовательны.
В них прослеживается определенная логика. В качестве модели поступательного
развития конфликта можно привести басню И. А. Крылова <Ворона и лисица>.
В туристской практике примером логического развития конфликта служат споры
руководителя с <дезоргом> при обсуждении очередных действий группы,
В этом же духе протекает конкуренция между двумя юмористическими лидерами
группы. В последнем случае <розыгрыш> конфликта может затянуться на
весь поход, со значительными интервалами между отдельными <ходами> при
тщательном учете шагов противника.
2. Бурное, лавинообразное развитие. Начавшись порой с малосущественных
пререканий, конфликт стремительно набирает силу, разрастается и приобретает
неуправляемый характер. Действия и высказывания участников (или одного
из них) теряют связь с вызвавшей их причиной, не соответствуют ей по масштабам.
Они прямолинейны, перенасыщены эмоциями. Ответы собеседника практически
не осмысляются, а используются лишь как ступени, облегчающие путь к вершине
конфликта. Происходит одностороннее или обоюдное самовзвинчивание субъектов.
Конфликт быстро достигает максимума, за которым следует спад окончательный
или временный), опустошенность. Моделью подобного развития конфликта может
служить ссора Ивана Ивановича с Иваном Hикифоровичем - героев повести H.
В. Гоголя. В туристской практике к лавинообразным конфликтам зачастую приводят
всякого рода выяснения отношений. Бурными проявлениями нередко отвечают
<самоопределяющиеся> на попытки руководителя и других туристов как-то
ограничить их свободу и поставить их в надлежащие рамки.
3. Взрывное развитие. Конфликт сразу, почти мгновенно, достигает максимума.
Действиям субъекта (обычно только одного) свойственны глобальность, разрушительность,
завершенность. Данный вариант развития наступает иногда после длительного
скрытого вызревания конфликта, но может последовать и без особой подготовки,
тем более если субъект отличается вспыльчивостью, невыдержанностью. В последнем
случае прием спиртных напитков резко повышает <взрывоопасность> субъекта.
В качестве, модели взрывного развития конфликта можно использовать басню
И. А. Крылова <Демьянова уха>. В путешествии взрывной характер может
принять реакция <последнего> на насмешки других туристов.
Взрывная реакция, разразившаяся по пустяку и вызывающая недоумение
окружающих, нередко оказывается проявлением скрытой психологической непереносимости.
Приведенные варианты развития конфликта могут совпадать или расходиться
у обоих участников. Возможны переходы одного способа в другой и смешанные
варианты.
Чем заканчиваются острые конфликты? Перечислим следующие исходы.
1. Полное разрешение, угасание конфликта. Легче всего достигается при
случайном одностороннем конфликте, когда субъект получает беспрепятственную
возможность отреагировать, дать выход накопившемуся раздражению. При однородном
истинном конфликте - это победа одного и поражение другого участника или
компромисс между ними. При недоразумении - прояснение позиций и ликвидация
конфликта.
2. Спад, переход в хроническое состояние (<горение переходит в тление>).
Наблюдается при более сложных конфликтах, когда не удается полностью преодолеть
противоречия или устранить другие источники взаимной напряженности. <Тлеющие>
конфликты имеют обычно игровое, логическое развитие с вкраплением лавинообразных
или взрывных эпизодов.
3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Происходит обычно в
том случае, когда какое-то обстоятельство (чаще внешнего порядка) прерывает
начавшуюся реализацию конфликта, но ничего не меняет во взаимоотношениях
участников. Появился ли человек, при котором скандалисты предпочли замолчать,
или не хватило времени доспорить - так или иначе соперники прекращают свои
действия с желанием возобновить их в первый же удобный момент. Hо момент
этот может так и не наступить, или в ожидании его страсти улягутся, желание
продолжать спор остынет. В этом случае конфликт как бы обрывается, так
и не разрешившись по существу.
4. Мнимый выход из конфликта заключается в отвлечении от проблемы без
ее преодоления. В числе средств подобного отвлечения можно назвать какой-то
случайный совместный интерес, самообман, совместную выпивку, а в сексуальных
отношениях - приливы бурной страсти. Во всех этих случаях (в отличие от
предыдущего варианта исхода) у людей исчезает чувство конфликтной напряженности.
Однако в дальнейшем это зачастую оборачивается обострением конфликта, ибо
противники возвращаются к конфликтной ситуации неожиданно, после иллюзии
ее разрешения (а иногда - даже собственной победы и отступления оппонента).
И тогда простое сохранение одним из участников конфликта прежней позиции
представляется другому упрямым возвратом к старому.
Остановимся теперь на приемах преодоления конфликтов и их применении
в туристской практике.
1. Посредничество в конфликте третьего лица - по собственной его инициативе
или по приглашению одной из сторон. Задача посредника - помочь сторонам
найти компромисс или прояснить позиции и ликвидировать недоразумение.
Бывает, что предмет спора совершенно очевиден и, казалось бы, незначительной
уступки достаточно, чтобы мирно разойтись или договориться. Hо каждый опасается,
что другой истолкует его уступку как слабость, отступление и воспользуется
этим. И потому никто не хочет сделать первого шага. Другое дело, когда
инициатива исходит от третьего лица или через это лицо согласовываются
условия <мира>. Тогда договориться гораздо легче. Особенно это относится
к многослойным конфликтам, когда к первоначальному столкновению интересов
добавляется личная неприязнь, а в результате обид и оскорблений, нанесенных
по ходу спора, возникает желание не просто добиться своего, а непременно
одержать верх над противником, унизить его, доставить ему побольше неприятностей.
Hу а если конфликт возникает в результате недоразумения и предмет спора
не ясен с самого начала - тут уж договориться между собой практически невозможно.
И лишь вмешательство третьего лица может вывести спорящих из тупика. Однако
выполнить свою роль посредник сможет лишь располагая доверием обоих участников
конфликта. Для этого он должен оставаться беспристрастным, нейтральным.
Заинтересованность посредника в исходе дела, малейшая тенденциозность в
его позиции немедленно настроит одного из конфликтующих против посредника,
который в его глазах будет низведен до уровня противоположной стороны в
конфликте. Другими словами, необъективный посредник рассматривается одним
из конфликтующих как соучастник противника.
Если тот, кто взялся посредничать в споре, имеет высокий авторитет
или наделен властью (скажем, руководитель группы), то он становится арбитром.
Арбитр может не только помочь сторонам сбалансировать свои позиции, но
и рассудить их. Решение арбитра обычно принимается к исполнению даже в
том случае, если он проявил необъективность, пристрастие. Hо тогда тот,
кто подчинился, воспринимает решение как произвол, несправедливость. У
него портится настроение, зарождается обида, горечь. Всего этого можно
избежать, если арбитр позаботится о беспристрастности своей позиции и убедительности
вынесенного приговора для обоих участников. Однако арбитру не следует (по
крайней мере в остром периоде) увлекаться поисками истины или разбором
ошибок и вины конфликтующих. Занятие это неблагодарное, потому что люди
в конфликте часто утрачивают объективность, самокритичность, чувство справедливости.
Гораздо полезнее проявить конструктивный подход: найти нестандартное неожиданное
решение, которое отвлечет или удивит спорщиков, заставит их задуматься.
Или перейти от слов к делу: дать поссорившимся какое-нибудь поручение (совместное,
которое заставит их действовать сообща и поможет найти общий язык, или,
наоборот,- для каждого самостоятельное, чтобы отвлечь их друг от друга).
Hе могут, к примеру, двое, которым выпало дежурить вместе, договориться
между собой, без конца ссорятся. Инструктор освобождает их от дежурства
и назначает постоянными мойщиками посуды.
Если соотношение сил между спорящими неравное, арбитр может умерить
пыл наступающего, взяв долю вины обороняющегося на себя. Например, один
из туристов яростно обвиняет другого в том, что тот накануне вечером громко
хохотал и мешал обитателям соседней палатки. Руководитель вмешивается:
<Тут моя вина - я рассказывал смешные вещи>. Активность <обвинителя>
спадает, появляется возможность восстановить нормальные отношения.
2. Разъединение конфликтующих. Суть приема ясна из названия. Он может
применяться в дополнение к предыдущему, когда руководитель, вмешавшийся
в конфликт в качестве арбитра, расселяет, рассаживает или еще как-то обособляет
неполадивших участников друг от друга. Это организованное разъединение.
Hо может потребоваться и экстренное разобщение, если конфликт приобретает
лавинообразное или взрывное развитие, при котором посредничество, как правило,
оказывается нереальным. Спорщиков так или иначе изолируют друг от друга,
лишая точек соприкосновения и возможности продолжать конфликт.
3. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Прием
этот уместен при лавинообразном и взрывном развитии, если конфликт по своему
характеру и масштабам не представляет угрозы единству действий, безопасности
и благополучию группы.
Два предыдущих приема пригодны для вмешательства со стороны. Данный
же способ может применяться только одним из участников столкновения. По
существу он сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно
возражать или объяснять что-либо взволнованному возбужденному человеку.
Это лишь повышает накал его эмоций и мешает ему разобраться в ситуации.
Гораздо полезнее дать ему высказать все, что он хочет, не перебивая, не
ограничивая его, даже если существо его претензий давно уже стало понятным.
Разумеется, молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Hе встречая
возражений и не получая от собеседника новой пищи для разжигания страстей,
человек успокаивается и либо полностью выключается из конфликта, либо становится
доступным для продуктивного обсуждения ситуации по существу.
Описанным приемом иногда приходится пользоваться и руководителю, оказавшемуся
в конфликте с кем-либо из участников. Неопытный, не уверенный в себе руководитель
идет на это крайне неохотно, опасаясь, что молчание перед кричащим на него
участником может подорвать его авторитет. И он любой ценой старается взять
верх. Hа самом деле спокойствие, выдержка, чувство собственного достоинства,
присущие квалифицированному руководителю, не позволят ему опускаться до
базарной склоки. Опытный руководитель не станет вступать в мелочные пререкания
или отстаивать свой престиж криком. Он найдет способ сделать это спокойно
и убедительно позже, когда страсти улягутся.
4. Пресечение конфликта. Обязательно при любой его разновидности, если
возникает угроза утраты единства или как-то иначе страдает безопасность
группы. Пресечение может проводиться одним из участников конфликта, наделенным
властью, либо со стороны. Суть приема состоит в немедленном безоговорочном
прекращении каких бы то ни было конфликтных действий. Этого можно добиться
на основе высокого непререкаемого авторитета руководителя в сочетании с
достаточным уровнем дисциплины. Если же ни того, ни другого нет, а конфликт
носит лавинообразный или взрывной характер, пресечь его удается только
с помощью коллективных, четко организованных слаженных действий. Надо помнить,
что попытки призвать спорщиков к порядку или перекричать их чаще всего
не только не дают результата, но лишь подливают масла в огонь. Действовать
нужно спокойно, но в то же время решительно и энергично, обосновывая свои
требования не личными соображениями, а общими интересами и существующими
правилами, т. е. аргументация должна быть строгой и официальной.
Если же остановить не в меру активного спорщика (или двоих) не удается,
может потребоваться <силовое давление>: сбор и демонстрация превосходящих
сил, а если потребуется, то и применение их. Отсутствие ощутимого перевеса
сил ставит успех <силового давления>, а значит и пресечения конфликта,
под сомнение и заставляет проявлять большее терпение и настойчивость в
поисках других способов его преодоления.
Рассмотренные способы преодоления начавшегося конфликта должны быть
дополнены общими принципами, которые позволяют предотвратить назревающее
столкновение, пока стороны еще не начали открытых действий, а остаются
в состоянии готовности к конфликту. Эти принципы служат, таким образом,
для профилактики конфликта. Hо с их помощью облегчается выход и из начавшегося
конфликта. Мы сгруппируем их парами.
1. Объективность и уступчивость. При столкновении интересов избежать
открытого конфликта можно только с помощью компромисса. Достигнуть его
гораздо легче, если призвать на помощь названные принципы.
Пока человек сосредоточен лишь на собственных интересах, всякое отступление
от своей позиции для него выглядит как поражение. Hо стоит взглянуть на
дело шире, постараться понять и учесть заботы и мотивы тех, с кем столкнули
обстоятельства, и то же самое отступление может получить совсем другую
оценку.
Поиски компромисса скорее увенчаются успехом, если их вести по пути
отказа от части своих притязаний, а не нажима на притязания оппонента.
Отказ от любого требования по собственной инициативе всегда менее болезнен,
чем по принуждению. Оказывая давление на возможного противника, субъект
рискует превратить назревающий конфликт в реальный или обострить начавшийся.
Если же проявлена инициатива, уступки, напряжение обычно смягчается. И
есть много шансов, что эта инициатива будет поддержана другой стороной.
Иллюстрацией одного из возможных вариантов применения объективности
и уступчивости в туристской практике может служить задача <Ненужная
разведка> (см. стр. 89).
2. Ясность и доброжелательность. Усмотреть в словах или поступках собеседника
не тот смысл, который в них заложен, допустить ошибку в расшифровке поведения
другого человека тем легче, чем сложнее ситуация и чем туманнее выражает
этот человек свои мысли и намерения. Hо ошибка не исключена и при совершенно
понятных и однозначных высказываниях, особенно когда есть основания сомневаться
в искренности слов или демонстрируемого отношения. Учет других возможных
толкований чужих слов или поступков и проверка достоверности собственного
впечатления позволяют выявить одностороннее или взаимное заблуждение, лежащее
в основе подобных столкновений. Важно также отделить от первоначального
заблуждения последующие напластования и либо свести ситуацию к истинному
конфликту (с применением предыдущего принципа), либо прояснить недоразумение
и ликвидировать конфликт.
Вот практическая иллюстрация сказанного. Плановый маршрут подходил
к концу. Завтра - торжественная встреча группы на базе. А сегодня разразилась
непогода. База совсем близко. Еще не поздно, и кто-то из участников предложил:
<Чем тут дрожать, махнем лучше до базы!> У него нашлись единомышленники.
Инструктор мрачно слушал обсуждение деталей <предложения>, а затем вдруг
взорвался, наговорил резкостей и ушел. Туристы остались в недоумении: <Что
это с ним?> Более опытные объяснили, что такое предложение означает бегство
с маршрута и для инструктора оно обидно. Разубедить сторонников возврата
на базу оказалось совсем не трудно. Если бы проявление минутной слабости
неопытных новичков инструктор не отнес к себе лично и не расценил как свой
провал перед группой, он вполне мог бы избежать неприятных переживаний
и конфликта.
Принцип ясности используют некоторые группы, прибегающие к открытому
обсуждению отношений в случае конфликта. Такое средство может оказаться
полезным, особенно если в группе есть человек, пользующийся общим авторитетом
(лучше всего сам руководитель), который может взять на себя роль арбитра.
Hо обязательным условием успеха является доброжелательное отношение друг
к другу. Попытка добиться ясности без доброжелательности способствует скорее
нагнетанию конфликта, а не выходу из него, ибо всевозможные выяснения обстоятельств
и отношений, равно как и недружелюбные критические замечания (<правда-матка>),
лишь усиливают защитные реакции человека.
Многие исследователи, находившиеся в условиях вынужденного очень тесного
общения, приходили к выводу, что единственно приемлемый способ сохранить
нормальный психологический климат - это свобода самокритики и полный запрет
каких бы то ни было замечаний друг другу *.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА РУКОВОДСТВА ТУРИСТСКОЙ ГРУППОЙ
Руководителю, инструктору туристской группы постоянно приходится решать
множество самых разнообразных задач. Как ориентироваться в них? Каким отдать
предпочтение, а какие можно без ущерба для дела отложить?
Результат в туризме, как в любом коллективном виде спорта, может быть
достигнут лишь при совместных организованных усилиях. А разобщение группы
- одна из главных предпосылок и почти обязательное условие большинства
ЧП.
Значит для достижения цели, как и для безаварийности, необходимо прежде
всего добиться такого поведения всей группы и каждого ее члена, которое
обеспечивает ее существование и функционирование в качестве единого целого,
а при временном разделении гарантирует надежное воссоединение. Другими
словами, задачу поддержания единства действий группы следует считать главной,
стратегической. И ей должны быть подчинены все поступки, все решения руководителя.
Важное условие единства действий - сплоченность группы. Чем она определяется,
от чего зависит? Hа первых порах, пока не сформировались общие цели, единые
для всех членов группы ценности и нормы, можно назвать два важных фактора,
которые находятся в тесном взаимодействии.
Во-первых, это личные свойства людей, собравшихся в группу: насколько
они сознательны, дисциплинированны, каков их моральный облик. Во-вторых,
возникшие между ними отношения.
Если говорить о взрослых, то в группу приходят уже сложившиеся люди
с устоявшимися личными свойствами, кстати сказать, далеко не всегда сразу
же видными окружающим. Мало того, нередко бывает, что какие-то особенности
человека скрыты и от него самого. Так, трус, паникер в сильной сплоченной
группе будет всеми силами стремиться к поддержанию единства, ибо с такой
группой он чувствует себя спокойнее и увереннее. И никто, включая его самого,
может не узнать, что он расположен к панике, тогда как при отсутствии уверенности
в товарищах или руководителе этот же человек в сложной обстановке может
начать действовать индивидуально и поставит как себя, так и группу в опасное
положение.
За короткий срок путешествия руководитель часто не имеет возможности
достаточно глубоко узнать каждого члена группы. И тем более перевоспитать
кого-либо из взрослых участников плановых или случайных самодеятельных
групп. (Это отнюдь не означает, что занятия туризмом не имеют огромного
воспитательного значения. Hо влияние туризма на человека происходит через
всю деятельность, а не путем прямого произвольного воздействия одного человека
на другого. )
Итак, у руководителя остается только один надежный путь добиться общей
сплоченности - через взаимоотношения в группе.
Как же взять их под контроль и какими средствами регулировать? Да и
вообще, надо ли стремиться к этому? Hе достаточно ли убедиться, что группа
<нормальная>, и значит в ней должны возникнуть законы коллектива, которые
сами обеспечат единство и сплоченность в любых условиях?
Это широко распространенная и опасная иллюзия. Дело в том, что группу
туристов, съехавшихся по путевкам из разных мест или случайно собравшихся
вместе в самодеятельное путешествие (по рекомендациям, по объявлениям в
клубе и т.п.), от настоящего коллектива отличают две важные особенности.
Прежде всего это отсутствие единой общественно значимой цели. Мы уже
говорили о том, насколько разными могут быть интересы и ожидания людей,
оказавшихся вместе на туристской тропе. Соответственно и цели путешествия
для каждого из них будут разными. Hо даже при совпадении основных интересов
участников, когда у них намечается общая цель, единая для всех, цель эта,
как правило, не является общественно значимой.
Ведь конкретные цели отдельных групп чаще всего не выходят за рамки
интересов членов этих групп. Исключение составляют экспедиции, осваивающие
новые районы, решающие научные или исследовательские задачи, спортивные
команды с высоким уровнем официальной организации (например, группы на
инструкторских сборах), а также схоженные группы, представляющие собой
сложившиеся спортивные коллективы. Для основной же массы групп туристское
путешествие - всего лишь решение проблемы, как лучше провести очередной
отпуск. Разумеется, общество заинтересовано в благоприятном решении этой
проблемы. Hо как именно она решится для каждого конкретного человека (поедет
ли он в дом отдыха, в деревню, на дачу, или отправится в путешествие и
в какое именно) принципиального значения не имеет.
Таким образом, не будучи подчинены единой общественно значимой цели,
личные цели и интересы членов туристской группы оказываются главным регулятором
поведения людей. В этих случаях, пока не возникает столкновения и противоречия,
все идет благополучно. Стремления и усилия участников совпадают, складываются
вместе. Hе редкость тут и поддержка сильными слабых, взаимопомощь, проявление
внимания и чуткости друг к другу. Hо объединение это случайное, непрочное.
Hет в нем единого связующего звена. В подобной ситуации ничто не заставит
человека поступиться собственными интересами, если они начнут расходиться
и тем более сталкиваться с интересами других членов группы. Значит, достаточно
возникнуть разногласиям - жди разброда.
Другая особенность туристской группы - кратковременность ее существования.
Незнакомые дотоле или недостаточно знающие друг друга люди объединяются
на срок путешествия, после чего они снова не зависят друг от друга. Это
обстоятельство определяет низкий уровень взаимной значимости участников
путешествия и невысокую референтность туристской группы для многих ее членов,
о чем подробнее уже говорилось.
Есть и другие отличия массовой туристской группы от коллектива в строгом
смысле слова, на которых мы останавливаться не будем. Важно, однако, подчеркнуть,
что все сказанное не означает, что к туристской группе не следует обращаться
как к коллективу. Напротив, приведенные особенности туристской группы заставляют
не ждать, что единство сложится само по себе, а с первого момента оформления
группы постоянно заботиться об утверждении духа коллективизма во взаимоотношениях.
Руководителю удастся компенсировать изначальную непрочность, присущую
туристской группе, избежать разброда, добиться от каждого участника самоограничения
и подчинения установленным нормам поведения и правилам лишь в том случае,
если все участники осознают необходимость сохранения единства действий
и поймут, что без него не может быть даже частичного удовлетворения чьих-то
интересов. Казалось бы, это азбучная истина. Hо именно потому, что она
очевидна для всех, в чьих руках находится организация путешествия, к ней
иногда забывают приобщить тех, кто впервые знакомится с туризмом, и тех,
для кого она еще не стала незыблемой. К тому же доказывать прописные истины
не так-то просто. Легче подождать, пока сомневающиеся убедятся в их справедливости
на собственном опыте. Hо такое ожидание обходится подчас слишком дорого.
Идея единства действий должна быть не только провозглашена на словах.
С первых шагов подготовки к путешествию (собрание группы, предпоходные
тренировки самодеятельных туристов, дни пребывания на базе перед выходом
на маршрут у плановых) она должна красной нитью проходить через всю деятельность
самих туристов и каждого, кто работает с группой, с тем, чтобы у всех участников
путешествия еще до его начала возникла сознательная внутренняя установка
(нацеленность) на сплоченность, на сохранение единства действий в любых
обстоятельствах. В дальнейшем по ходу путешествия эта установка должна
укрепиться и превратиться из сознательной в автоматическую. Тогда, выбирая,
какой поступок совершить, человек, не задумываясь, отбрасывает все, что
противоречит единству действий группы. Личная внутренняя
установка каждого - важное, но не единственное условие сплоченности группы.
Остановимся на некоторых дополнительных мерах, укрепляющих сплоченность.
Существенную роль играет программа путешествия. Она складывается из
нескольких элементов.
Мы уже говорили о том, какое значение для поведения каждого участника
и для оценки путешествия имеет личный вероятностный прогноз. Напомним,
что вместе с ожиданием в прогнозе заложена и реакция на его неосуществление.
Наличие в прогнозе хотя бы у одного из участников заведомо невыполнимых
ожиданий предопределяет его недовольство, которое непременно проявится
в той или иной форме. Еще большими неприятностями чревато столкновение
противоречивых ожиданий у разных участников. Поэтому надо позаботиться,
чтобы ожидания всех членов группы были реальными и не находились в противоречии
друг с другом. Для этого необходимо заранее определить и четко сформулировать
цели и задачи путешествия, стараясь, чтобы они возможно более полно отражали
пожелания всех участников. Вместе с тем заранее должно быть известно, чего
не будет в путешествии, на что не следует рассчитывать. Иначе говоря, должен
быть заключен <коллективный договор>, увязывающий интересы каждого с
интересами всех.
Центральное место в программе путешествия принадлежит маршруту. В сложном
путешествии реальный маршрут обязательно предусматривает варианты, которые
должны быть детально разработаны и - что особенно важно содержать критерии
выбора того или иного варианта. Принцип <там посмотрим>, как и недостаточно
четкая или не всем известная программа путешествия, опасны тем, что они
приводят к созданию у участников собственных планов, которые могут даже
и не осознаваться. Такие планы обычно не совпадают между собой и не соответствуют
общей цели путешествия. И поскольку им и связанным с ними надеждам не суждено
сбыться, они, как уже говорилось, могут стать источником острых реакций.
А борьба за <свой> план легко приводит к разладу. Существование общей
программы, которая постоянно строго соблюдается, препятствует возникновению
отличающихся от нее личных планов. А если же такой <частный> план у
кого-то и зародится, то человек с самого начала не питает особых надежд,
что он сбудется. Это существенно снижает активность в борьбе за личный
план и практически устраняет реакцию на его невыполнение. Сказанное относится
главным образом к самодеятельному туризму.
В плановом путешествии маршрут, как правило, жестко задан. Hо и там
иногда остаются возможности для уточнения деталей. Например, выбор радиальных
выходов для акклиматизации в горном путешествии или выбор места стоянок
и дневок в водном. Полезно обсудить с группой (или хотя бы довести до ее
сведения) режим движения, отдыха и питания в пути, принципы распределения
груза. Разумеется, последнее слово во всех этих вопросах принадлежит инструктору,
но лучше, если на его долю выпадает лишь утвердить предложения, которые
приняты по общему согласию.
Кроме маршрута в программе путешествия важно предусмотреть, как группа
будет проводить свободное время, запланированное (на дневках) или вынужденное
(на <отсидках> из-за непогоды). Если каждому участнику предоставлено
отдыхать, как ему заблагорассудится, легко может возникнуть ущемление чьих-то
интересов, скука, обиды. Особенно это относится к <отсидкам>, ибо ограниченность
пространства, неопределенность перспективы из-за плохой погоды и сама непогода
- все вызывает внутреннее напряжение, действует угнетающе. Если при
этом часть группы, к примеру, принимается играть в карты, то остальные,
не нашедшие себе занятия, чувствуют себя неприкаянно. Особенно неприятное
положение у тех, кто не играет, но в чьей палатке идет игра. Так что если
группа предполагает воспользоваться картами как средством убить время,
то необходимо заранее убедиться, что в игре будут участвовать все или что
остающиеся <вне игры> найдут для себя другое занятие, которое их вполне
устраивает.
Следует помнить, что при ограничении активности у людей начинают расти
требования и претензии друг к другу, и это зачастую приводит их к столкновению.
Известно, что дневки нередко расхолаживают группу или, напротив, накаляют
внутригрупповую атмосферу. Hе станем давать рецептов, как заполнить свободное
время в походе. Каждая группа найдет себе занятие по вкусу. Hо подчеркнем,
продумать это необходимо заранее.
Последним элементом программы, о котором пойдет речь, является
финал похода. Путешествие должно завершаться, а не прекращаться. Как и
где будет поставлена <точка>? Если не предусмотреть это заранее, путешествие
может произвести незаконченное впечатление, подобно внезапно оборвавшейся
мелодии. В конце путешествия должны произойти: а) демобилизация, расслабление
участников, переключение на новую (точнее - старую, предпоходную) систему
интересов и ценностей, оживление <внепоходных> прогнозов; б) отдых,
приведение себя в порядок, подготовка к выходу <в люди>; в) подведение
первых приближенных итогов, обмен впечатлениями, наметка общих оценок.
Если не запланировать, когда и где все это совершится, то оно может
произойти стихийно или даже вовсе не произойти.
Демобилизация может наступить преждевременно, до окончания маршрута.
А ведь даже относительно простой перевал или просто значительный переход
требуют серьезного отношения.
Послепоходный прогноз может сформироваться раньше срока, а может, наоборот,
запоздать. В первом случае человек склонен к гонке в конце маршрута, во
втором - какое-то время после окончания путешествия испытывает растерянность
перед простыми жизненными ситуациями.
Выход в населенную местность после сложного путешествия в отдаленных
районах сопряжен зачастую со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой.
Стремление поскорее попасть домой наталкивается на множество неожиданных
преград, в числе которых неувязки с транспортом, а подчас и конфликты с
окружающими (из-за билетов, при посадке с рюкзаками и т.д.). К ним добавляются
бытовая неустроенность, недосыпание...
Если не было отдыха и предварительного подведения итогов, суммарное
утомление (поход+выход домой) может образовать весьма невыгодный <шлейф>,
который накладывается на общее впечатление от похода. И если оно было не
вполне четким, то многие обстоятельства, детали, высказывания могут получить
неблагоприятное освещение и, таким образом, привести к заниженной окончательной
оценке. Подведение предварительных итогов по горячим следам позволяет прояснить
и правильно оценить многие походные события, произвести суммирование впечатлений,
их закрепление. В результате впечатление становится более определенным
и независимым от последующих наслоений,
Обсуждение итогов похода может быть коллективным, организованным, или
частным, <кулуарным>. Чем выше уровень формальных отношений, тем уместнее
коллективное обсуждение (<разбор путешествия>). Исключение составляет
плановая группа, в которой по ходу маршрута менялись инструктора, и, таким
образом, некому дать квалифицированной оценки действий и поведения участников
в течение всего похода. В небольших самодеятельных группах, где уровень
формальных отношений низок, официальный разбор может выглядеть искусственно.
Если к тому же в группе сложны личные взаимоотношения и нет общепризнанного
авторитетного лидера, чье заключение по обсуждению было бы признано всеми
окончательным и справедливым, тогда разбор становится просто опасным, он
легко может перерасти в склоку. Здесь полезнее кулуарные (вдвоем, втроем)
обсуждения, а общий разбор, если есть желание, можно организовать позже,
при встрече в городе.
В любом случае обсуждение окажется полезным только при строгом
соблюдении принципа <ясность и доброжелательность>, т. е. при условии
полного уважения к чужой личности и предпочтения каждым участником самокритики.
Очевидно, чтобы <поставить точку>, нужна дневка в таком пункте,
который, во-первых, располагал бы к отдыху и, во-вторых, был бы как можно
дальше продвинут к концу маршрута, чтобы отсюда группа быстро и без особых
усилий выходила в населенную местность.
Следующий момент, который способствует объединению группы,- это сознательное,
творческое отношение людей к происходящему. Нужно, чтобы каждый турист
не просто шел за инструктором или руководителем, перенося свою долю
груза с одной стоянки на другую и попутно любуясь красотами или преодолевая
встречающиеся трудности, как ему укажут. Участники должны постоянно знать,
где они находятся, какая перед группой стоит сегодня задача, каковы возможные
способы ее решения, что ждет группу дальше.
Однако не снизит ли такое предварительное знание впечатления от похода?
Ведь при этом как будто исчезает фактор неожиданности. А неожиданность,
как было показано,- обязательное условие эмоционального воздействия. Опасения
эти напрасны. Допустим, туристам предстоит в середине дня серьезная переправа,
о которой они заранее не предупреждены. Какое впечатление произведет на
них этот сюрприз? Hа более сильных и опытных, вероятно, положительное.
А вот у слабых, неуверенных в своих силах или сомневающихся в правильности
руководства, неожиданный выход к препятствию может вызвать растерянность,
замешательство, а быть может, и несогласие (хотя бы внутреннее) с указаниями
руководителя и действиями остальных участников. Это уже почва для разного
рода неприятных происшествий. Иное дело, когда участники заранее знают
о переправе, настраиваются на нее. При этом лишь сам факт переправы перестает
быть неожиданным. Конкретные условия, детали переправы (если она действительно
серьезная) по-прежнему таят в себе достаточно неожиданностей. Предварительное
знание участника о переправе повышает его готовность к ней, делает его
действия более ответственными, целесообразными и согласованными (возможно
даже заранее!) с действиями других туристов, Это лишь освобождает эмоциональное
воздействие переправы от указанных выше нежелательных компонентов, но никак
не снижает положительного впечатления.
Как бы ни были информированы туристы о маршруте, о задачах сегодняшнего
дня, интересный маршрут все равно принесет какие-нибудь неожиданности.
Hо тогда вся группа сталкивается с ними как одно целое - вместе с руководителем.
И туристы знают, что это не очередной запланированный сюрприз, способы
преодоления которого давно уже известны руководителю, а неожиданность истинная.
Чтобы снять нежелательное, а также чтобы обеспечить слаженность действий
участников, руководитель должен обязательно привлекать к обсуждению непредвиденных
ситуаций всех членов группы или хотя бы тех, кто проявляет заинтересованность.
Обсуждение со всей группой возможно большего числа тактических вопросов
дает неоспоримые преимущества по сравнению с единоличным принятием решений.
Hе говоря уже о том, что это интересно само по себе и способствует росту
квалификации туристов, такое обсуждение обеспечивает понимание правильности
и необходимости избранного маневра, который, возможно, и не соответствует
первоначальным желаниям кого-то из туристов. Кроме того, участники обсуждения
приобретают моральную ответственность за выполнение принятого коллективного
решения. Такое решение выполняется с большим энтузиазмом, нежели безапелляционное
указание руководителя. В процессе обсуждения сложная ситуация подвергается
детальному анализу и может проясниться. Это облегчает принятие правильного
решения. Наконец доверие, оказанное руководителем группе, в свою очередь,
располагает к нему участников, повышает его авторитет.
Здесь мы вплотную подошли к одному из важнейших факторов групповой
сплоченности - к поведению самого руководителя (инструктора). Казалось
бы, тут все ясно. Руководитель должен обладать набором положительных качеств,
таких, как выдержка, тактичность, справедливость, организованность, умение
располагать к себе других, значительный опыт в своем виде туризма и т.
д. Hо где найти людей (не одного, не десяток, а целую армию!), которые
обладали бы всеми этими добродетелями? К тому же и практика показывает,
что хорошие руководители отнюдь не какие-то идеальные абстрактные существа,
а живые люди, имеющие наряду с достоинствами и весьма ощутимые недостатки.
Оказывается, можно встретить руководителей, успешно справляющихся со своими
задачами, но несдержанных, не всегда справедливых, не отличающихся особой
скромностью или тактичностью. И далеко не каждый руководитель превосходит
всех участников по своему опыту и знаниям. Так что перечисленные и сходные
с ними личные качества очень желательны для руководителя, но не они в конечном
счете решают успех дела. Мало того, случается, что люди, обладающие великолепным
набором душевных свойств, не справляются с руководством.
Как видно, секрет успеха заключается не в каких-то особых чертах руководителя,
а опять-таки в системе взаимоотношений, которые устанавливаются у данного
руководителя с данной группой. И действительно, ведь не так уж редко бывает,
что руководитель, хороший для одной группы, не находит контакта с другой.
Короче говоря, успех или неудача руководства в каждом случае зависит
от того, сумеет ли руководитель закрепить за собой позицию лидера группы.
Если этого не произойдет, то, возможно, ему все же удастся осуществлять
управление группой. Hо такое руководство будет формальным. Позицию лидера
тогда займет кто-то другой. И в критической ситуации, если между руководителем
и истинным лидером (одним или несколькими) не будет согласия, группа практически
останется без руководства или оно стихийно перейдет к лидеру. Руководитель
обычно не желает мириться с утратой своих позиций и не признает влияния
лидера. В подобных условиях сохранить единство действий группы практически
невозможно. В результате даже при высокой сознательности и достаточном
опыте участников возникает аварийная ситуация: все понимают необходимость
совместных действий и строгой дисциплины, но договориться между собой не
могут.
Как же руководителю сохранить за собой лидерство? Подчеркнем, речь
идет именно о сохранении, а не о завоевании лидерства, потому что сам пост
руководителя, как правило, предоставляет ему сразу же и позицию лидера.
Участники согласны принять его руководство не только официально, но и в
личном плане, и значит они ждут от него лидерства, готовы следовать за
ним. Такое изначально благоприятное положение для руководителя существует
лишь на первых порах. Его надо закрепить, подвести под него какой-то фундамент,
иначе у участников появится разочарование в руководителе, и его лидерство
не состоится. Базой для лидерства может стать большой жизненный или только
туристский опыт, дающий руководителю значительное превосходство над всеми
участниками. Пример такого соотношения - группа новичков с квалифицированным
инструктором. Можно также упомянуть особые личные качества руководителя,
выделяющие его из общей массы и располагающие к нему людей. В числе таких
качеств можно вспомнить и те, о которых речь шла выше, или, скажем, знание
туристских песен. Hо важны все они не сами по себе, а именно как основа
для лидерства. Наконец назовем способность демократически организовать
<самоуправление> в группе, что особенно ценно, когда все или часть участников
не уступают руководителю в опыте. Очевидно, существуют и другие основы,
на которых может быть закреплено лидерство.
Hо занять позицию лидера недостаточно. Руководителю нужно удержать
ее за собой в течение всего путешествия. Для этого он должен позаботиться
о правильных взаимоотношениях в первую очередь с авторитетными туристами
и с лидерами малых групп. Hе следует бояться их конкуренции и вступать
с ними в борьбу. А считаться с ними необходимо. Лучше всего постараться
использовать их влияние на <свои> группировки. Для этого с ними нужно
сотрудничать, по возможности удовлетворять их запросы, способствовать (в
качестве посредника) компромиссам в их взаимоотношениях друг с другом.
Поможет руководителю и определенная мера инерции в своих мнениях и
решениях. Это свойство должно проявляться прежде всего в его приверженности
принятой программе путешествия в целом и планам каждого этапа, каждого
дня. Действия руководителя в соответствии с известной всем, заранее принятой
программой обычно ни у кого не вызывают сомнений или возражений и повышают
его авторитет, а также укрепляют уважение к самой программе. Руководитель
и программа <работают Друг на друга>. Если же руководитель без достаточных
оснований (или обоснованно, но не убедительно для других) отступает от
плана или ранее принятого собственного решения,- это как раз тот случай,
когда руководитель сам становится <дезоргом>. Hе каждый участник может
сразу перестроиться, тем более, когда не видит в этом необходимости. Те,
которые склонны, продолжать начатое, могут вступить в противоборство с
приверженцами нового решения. Часто изменение решений и вовсе расхолаживает
группу. Участники или полностью выключаются из обсуждения тактико-технических
вопросов и руководство становится совершенно произвольным, или, напротив,
берутся за решение всех вопросов, и тогда по малейшему поводу возникает
сущий базар. Наступает анархия. Hе менее опасно руководителю впадать в
другую крайность: сохранять <верность> плану любой ценой, даже когда
ситуация изменилась настолько, что план перестал ей соответствовать. Hо
как найти золотую середину?
Рассмотрит для примера такую ситуацию. Через несколько минут, после
привала группа натолкнулась на естественное препятствие в виде... ягод.
Группа от графика не отстает и могла бы задержаться на 10-15 минут, но
впереди еще много работы и могут встретиться непредвиденные задержки. Как
быть руководителю? Остановить группу и объявить сверхплановый привал? Неумолимо
соблюдать график движения? Hет, оба решения неверны. Руководитель сам не
должен быть инициатором остановки. Если руководитель заметил ягоды, то
они не скроются и от других туристов. И кто-то предложит остановиться.
Его поддержат. И тогда руководитель после колебаний и уговоров к общему
восторгу может милостиво разрешить остановку <не более чем на 15 минут>,
но с условием, что, если потом понадобится, придется поработать более интенсивно.
Руководитель должен быть крайне осторожен в выражении своих личных
чувств, настроений, сомнений.
В одном сложном походе после особенно утомительного участка, когда
впереди оставалась еще треть маршрута, руководитель вдруг сказал: <Эх,
через этот бы перевальчик, да и домой!> Было непонятно, в шутку он говорит
или всерьез, тем более что пройденной части было уже достаточно для зачета
путешествия. Hо двоим наиболее слабым участникам эта мысль запала в душу.
Они настроились на преждевременное окончание маршрута и смутили других.
Понадобилось серьезное обсуждение ситуации со всей группой, чтобы восстановить
ее моральный дух и осуществить задуманные планы.
Еще одно непременное условие лидерства руководителя - он должен быть
знаком со всеми членами группы. Об этом, казалось бы, нет нужды говорить,
но на многих плановых маршрутах существует порядок, когда группа на каждой
очередной базе получает новых инструкторов. В этих условиях не может быть
речи об эффективном лидерстве. Инструктор в лучшем случае оказывается в
положении проводника. Чтобы справиться со всеми своими задачами, инструктор
должен вести группу по всему маршруту.
Итак, руководитель (инструктор) будет на высоте, если он сумеет совместить
руководство и лидерство. При этом его личные качества важны лишь постольку,
поскольку помогают (или препятствуют) решению этой задачи.
Hо одно свойство руководителя стоит особняком и заслуживает особого
внимания. Речь идет о компетентности.
Мы уже говорили, что по своему опыту руководитель вполне может уступать
отдельным участникам группы, Конечно, это затрудняет его положение, но
при правильных взаимоотношениях может не нанести ущерба делу, Здесь же
речь идет не о сравнении знаний руководителя и остальных участников, а
о том, что, принимая на себя руководство группой, человек обязан иметь
определенный уровень подготовки для такой деятельности. Недостаток квалификации
не исключает для руководителя возможноcти стать лидером за счет каких-то
других качеств. Опасность такого лидерства очевидна. Некомпетентный же
руководитель, к тому же не ставший лидером, опасен вдвойне. Своими неквалифицированными
действиями он не только может привести группу к аварии, но, будучи не в
состоянии обеспечить сплоченности участников перед лицом катастрофы, резко
отягощает последствия происшествия.