Клуб   "Дорога"

походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница


Источник: Travels : Водный туризм Sergei Grokhovsky

Основные водные препятствия.
		В. Григорьев, Ю. Штовба

     На  особо  сложных  маршрутах  нет  каких-либо новых видов
препятствий, - препятствия  те  же  и  техника  их  прохождения
складывается  из  тех же основных технических элементов. Однако
из-за насыщенности  реки  этими  знакомыми  уже  препятствиями,
из-за  того,  что  одно  препятствие  без  перерыва  следует за
другим, из-за высокой скорости течения,  валов  по  всей  реке,
сложного пульсирующего потока турист, даже обладающий известным
опытом, может растеряться и  не  суметь  применить  технические
приемы,  которыми  он  овладел  на  более  спокойной  реке, где
препятствия чередуются с плесами. Чтобы правильно  использовать
свою  технику,  в  сложном путешествии важно выбрать правильную
тактику.
     На  реке  основным повседневным элементом тактики является
выбор  линии  движения.  Грамотный  выбор  ее  требует   знания
динамики  водного  потока,  безошибочного  "чтения"  реки как с
берега, так и с  байдарки.  Выбор  оптимальной  линии  движения
невозможен  без  грамотной  оценки  водной  обстановки,  почему
необходимо четко классифицировать основные препятствия.
     В  сложных  походах  искусственных  препятствий  почти  не
бывает, только естественные. Наиболее сложные из них- пороги  и
шиверы,  возникающие  в  местах с неоднородным материалом русла
вследствие  неоднородного  ступенчатого  размыва   его.   Из-за
неоднородности  материала  русла  и  неодинакового  размыва его
порог представляется как один, несколько или  много  скачков  в
плавном  продольном  профиле  русла реки. Порогом можно назвать
также резкий перепад уровня водя, возникающий в месте, сильного
сужения русла, например, береговыми утесами.
 Чаще всего пороги образуются в местах выходов в русло коренных
пород, которые обнажаются из-за размыва более мягких  осадочных
пород.  В  связи  с  нарушением  плавности спадания продольного
профиля русла в пороге всегда остается некоторый подпор воды по
отношению   к   вышележащему   участку   реки,  т.  е.   скачок
продольного  профиля  потока.  Порог  нередко  бывает   засорен
наносным  материалом  -  крупными камнями, принесенными потоком
или ледоходом.
     Как  правило,  порог  имеет  одно или несколько напрвлений
преимущественного  стока  (сброса)  воды,   иногда   называемых
сливами. Слив имеет характерную форму треугольника, обращенного
вершиной вниз по  течению.   Основанием  треугольника  является
перегиб  продольного  профиля  русла  реки  или потока (верхний
бьеф), боковые стороны образованы струями от скал  или  камней,
ограничивающих  слив  сбоку.  Боковые  струи, сходясь, образуют
вершину треугольника, от которой вниз  по  течению  идет  линия
постепенно уменьшающихся стоячих волн (валов). Чем мощнее поток
и круче слив, тем больше высота  валов.   Сливы  особенно  ярко
выражены  в  той части порога, на которую приходится наибольшее
падение русла, и более чисты от камней.
     Пороги  обычно  расположены  в участках сужения и поворота
русла, длина их,  как  правило,  невелика  (не  более  500  м).
Участки  с  относительно  меньшим  падением русла всегда больше
засорены камнями, и выбор и сохранение линии  движения  на  них
представляют  известную  трудность. Засоренные участки в начале
порога появляются из-за уменьшения скорости течения реки  перед
порогом и по своему характеру приближаются к шиверам.
     Шиверы,  как и пороги, имеют большее падение, чем соседние
участки реки.   Однако  в  шиверах  эти  скачки  профиля  более
растянуты  по длине участка. Шиверы не связаны с сужением русла
и могут располагаться в любом месте  реки.  Длина  шивер  может
достигать  10  км. Шиверы характеризуются сильной засоренностью
русла,  отсутствием  четких  сливов.  Сливы,  существующие   на
коротком  участке,  нередко  заканчиваются  тупиком,  уходят  в
стороны, разделяются на несколько маломощных.  Из-за отсутствия
мощных,  ярко  выраженных  сливов  в  шиверах нет таких высоких
валов, как в порогах. Шиверы иногда образуются в местах размыва
моренных  гряд  древнего  оледенения,  в местах впадения мощных
притоков и более свойственны горным рекам.
     Основная трудность прохождения порогов- выбор и реализация
линии движения во входном "шиверном" участке, а затем грамотное
прохождение  слива, которым приходится пользоваться при сплаве.
Основная трудность  прохождения  шивер-  выбор  или  реализация
линии движения в сильно захломленном русле иногда на протяжении
нескольких километров.
     Пороги  сильно  изменяют  свой  вид  при изменениях уровня
воды, т. к. они чаще расположены в сужениях русла.
     Многие  таежные  реки имеют так называемые "щеки"- каньоны
протяженностью  от  сотен  метров  до  десятков  километров   с
порогами и шиверами в русле. Высота стен каньона может доходить
до нескольких сотен метров. Каньон, как правило, не сплошной  и
прерывается  иногда более пологими участками берега. Щеки можно
выделить в особый  вид  препятствий,  так  как  они  имеют  ряд
присущих только им особенностей. Основную трудность прохождения
щек- неудобство  разведки,  зачастую  невозможность  обносов  и
проводки, ограниченное число мест, где можно пристать к берегу.
К этому можно добавить  обычные  трудности  имеющихся  в  щеках
порогов и шивер.
     Пороги,  шиверы,  щеки  встречаются  на  участках  реки со
значительным падением. Продольные профили рек,  как  мы  знаем,
неравномерны,  т.  е.  участки  со  значительным падением часто
чередуются  с  участками  с  малым   падением.   На   последних
размывающая    деятельность   реки   уменьшается   и   начинает
преобладать  осадочная  деятельность,  в   результате   которой
появляются  острова,  мели  и  перекаты.  Разница  в  осадочной
деятельности реки в верхнем и нижнем течении состоит  только  в
том,  что  в низовье откладывается песок, а в верховье- крупный
булыжник.  Сама  же  форма  препятствий  на  участке  осадочной
деятельности  реки  не  зависит  от среднего размера осадочного
материала. Поэтому мы не будем останавливаться на  перекатах  и
мелях  и  законах  их  образования,  считая,  что  это известно
читателям.
     Заслуживает   внимание   система   островов   ("разбоев"),
встречающиеся в областях осадочной деятельности реки. Здесь для
туристов  важен  выбор правильной протоки, чтобы не засосало на
отмель в голове и в конце  острова,  а  также  не  оказаться  в
узкой,   маловодной   и  захломленной  проточке  в  стороне  от
основного русла. Дело в том, что  различные  протоки,  текущие,
например,  справа  и  слева  от  одного  острова,  часто  имеют
неодинаковое и неравномерное падение. В протоку, которая падает
круче,  через  отмель  в  голове  острова  с  большой скоростью
переливается вода. Попав в более полого падающую протоку близко
от  острова,  байдарка  неминуемо  будет  посажена  на  отмель.
Поэтому всегда нужно выбирать круче падающую протоку.
     Желательно  выбирать также прямую протоку, у которой виден
выход. Чаще всего прямая и бывает круче падающей, так как  тоже
падение  приходится на меньшую длину. Прямая протока имеет и то
преимущество, что сразу можно увидеть ее  конец,  и  убедиться,
что  она  не  распадается на несколько малых. В "разбоях" нужно
стараться выбирать протоку ближе к коренному берегу.
     Серьезную  опастность,  которая  чаще всего встречасется в
"разбоях", - завалы.  Это  нагромождение  подмытых,  упавших  и
принесеннных потоком деревьев и сучьев, перекрывающее полностью
или частично реку или протоку. Завал уменьшает сечение русла  и
с  большой  скоростью  засасывает воду, собирая все, что плывет
сверху.  В  этом  и  состоит  его  основная  опасность.  Завалы
образуются на стрелках островов, на входе в неосновные протоки,
на  внешних   берегах   поворотов.   Особенно   опасен   завал,
перекрывающий  полностью  неосновные  протоки,  если  с воды не
видно, что за ним есть протока. Линию движения  нужно  выбирать
как можно дальше от завала.
     При  поворотах  русла  у  вогнутого  берега  под действием
центробежной   силы   образуются   прижимное   течение.    Если
рассмотреть  поперечное  сечение  потока  в  повороте русла, то
обнаруживается поверхностная составляющая течения, направленная
в  сторону вогнутного берега. Поток как бы закручивается в этом
сечении,  подмывая  вогнутый  берег   и   перенося   наносы   к
противоположному  выпуклому.  Стержень  потока всегда устойчиво
находится у вогнутного  берега.  В  результате  образуется  так
называемое  "сбойное течение", действующее на байдарку так, что
она наряду с движением вперед  по  течению  имеет  значительное
перемещение  ("навал")  в  сторону вогнутого берега. При мощном
потоке прижимное течение при навале на вогнутый берег  образует
отраженные  стоячие  волны  значительной  высоты,  которые чаще
всего смыкаются в непрерывные косые  валы,  идущие  под  острым
углом к стержню потока.
     Пересечение  таких  волн  и  валов  представляет известную
трудности. Кроме навала на  вогнутый  берег  имеется  опасность
опрокидывания  при  неудачном  выборе  угла и места пересечения
рикошетного косого вала,  или  заливания  сверху  от  гребешков
стоячих  волн  со всеми вытекающими отсюда последствиями. Линию
движения нужно выбирать так,  чтобы  она  по  возможности  была
плавной (без резких маневров), избегала наибольших стоячих волн
и проходила как можно ближе к выпуклому берегу. При  подходе  к
косому  валу  нужно следить, чтобы поток не выставил байдарку в
линию вала, резким, мощными гребками направлять судно под углом
40-50  градусов  к  этому  валу  и переваливать через него. Как
только байдарка переваливает через вал  серединой  корпуса,  ее
следует  энергично направить снова параллельно главному потоку.
Место пересечения  вала  надо  выбирать  как  можно  дальше  от
вогнутого  берега,  поскольку  с  удалением от него уменьшается
высота вала. Прижимы могут существовать как отдельно, так  и  в
составе порогов, шивер, щек.
     При   больших  скоростях  потока  (и  байдарки)  серьезную
опасность представляют расположенные рядом со стержнем  области
стоящей  воды или противотока, а также водоворота. Русло реки и
ее берега негладкие и неровные.  При отражении потока  от  этих
неровностей и постепенном затекании за них образуются различные
неоднородности потока-  вертикальные  (водовороты,  "поганки"),
горизонтальные   (уловы)   и   просто  стоячая  вода.  Основная
опастность здесь- опрокидывание байдарки при попадании ее  носа
на  полном ходу в стоячую воду или в область противотока. Между
тем линия движения часто прокладывается в  порогах  с  большими
валами  по  краю  струи-  на  границе  ее  и  стоячей  воды или
противотока. В этих  случаях  нужно  точно  выдержать  байдарку
параллельно  струе.   При необходимости выйти из стоячей воды в
струю или пересечь границу противоположных течений такой маневр
нужно выполнять под минимальным углом к направлению течения.
     Как  следует  из перечисления основных опасностей, степень
сложности прохождения препятствия определяется как устройством,
извилистостью  и  протяженностью ложа порожистого участка реки,
так  и  строением  (динамикой),  мощностью,   организованностью
водного   потока.  Степень  трудности  прохождения  зависит  от
сложности линии движения байдарки, характер же русла  и  потока
определяет  большую  или меньшую вероятность создания аварийной
или даже  катастрофической  ситуации  сплава.  Предложенная  Е.
Косаревым  спортивная  классификация  препятствий  подразделяет
пороги по категориям трудности их прохождения. В основу  такого
подразделения  заложены  три  главных  признака: характер русла
реки, характер потока,  сложность  линии  движения,  которая  в
крайне  опасном случае объявляется невыполнимой ("непроходимые"
пороги).  Таким  образом   пороги   подразделяются   на   легко
проходимые (I), проходимые (II), труднопроходимые (III), опасно
проходимые (IV) и повышенной опасности для сплава (V).
     В   настоящее   время   можно   считать  неоспоримым  факт
дальнейшей,  более  глубокой,  специализации  водного  туризма,
поэтому  для указанной выше классификации необходимы уточнения:
для каких именно судов те или иные пороги легко, трудно и т. д.
проходимы.  Наилучшим  образом  эта  классификация подходит для
прохождения порогов на жесткокаркасных байдарках.  Естественно,
сложность  линии движения, при прочих равных условиях, одна для
байдарки, другая для плота и совсем иная  для  надувной  лодки.
Для  каждого  вида  судов  по  последнему  признаку должна быть
разработана своя градация  категорий  трудности,  захватывающая
возможно  полнее  характер  русла и потока. С современной точки
зрения эту классификацию порогов можно изменить, как показано в
таблице.
     Необходимо  отметить, что на сложность прохождения порогов
значительно  влияет   водность   реки.   Порог   может   менять
категорийность  в  половодье  или  в  паводок  по  сравнению  с
меженем,  так   как   изменяется   сложность   линии   движения
(упрощается  или усложняется). Соответственно и река в целом по
этим причинам может менять категорийность. Так, Мста - одна  из
наиболее сложных и интересных рек центра Европейской части СССР
- в среднем течении имеет пороги, которые  в  половодье  или  в
паводок увеличивают категорийность.
     Однако  следует  помнить, что наличие порогов той или иной
трудности еще не определяет категории сложности реки. Например,
реки   со   ступенчатым  продольным  профилем  (Карелия,  Север
Европейской части СССР, кроме Урала  и  Кольского  полуострова)
зачастую  должны  расцениваться  ниже, чем реки со значительным
средним уклоном. Реки первого типа, хотя и отличаются  сложными
порогами,  между  ними  имеют  только  плесы. Реки второго типа
между сложными порогами имеют значительное количество  быстрин,
прижимов,  щек и других препятствий. Другими словами, во втором
случае больше участков средней сложности, которые проходятся  с
большой  напряженностью  из-за  высокой скорости течения. Таким
образом,  для  определения   категорийности   реки   необходимо
учитывать  как  средний  уклон  ее,  так и количество и степень
трудности отдельных препятствий (шивер и порогов).




© 2000-2001 г. Клуб "Дорога" clubdoroga@euro.ru