Клуб  
"Дорога"
походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница
I. Подбор группы. II. Выбор маршрута. 1. Определение возможностей. 1.1 Техническая подготовка 1.2 Скорость и время передвижения 1.3 Склонность к халяве 1.4 Накопление усталости 2. Постановка целей и задач похода 3. Определение района путешествия 4. Определение возможных точек входа и выхода 5. Составление маршрута 5.1 Распределение сил 5.2 Дневные переходы 5.3 Техническая сторона 5.4 Обеспечение 5.5 Компоновка нитки 5.6 Примеры ниток III. Распределение обязанностей 1. Руководитель 2. Штурман 3. Завхоз 4. Завснар 5. Медик 6. Ремонтник 7. Хронометрист 8. Необязательные должности 8.1 Повар 8.2 Летописец 8.3 Кино- фотооператор 8.4 Комиссар 8.5 Гитарист 8.6 Арбитр 8.7 Казначей 8.8 Специалист по биваку 8.9 Спонсор 8.10 Орел глазастый 8.11 Лось ломовой 8.12 Козел отпущения IV. Материальное обеспечение 1. Продукты 1.1 Нормы 1.2 Ведомость-раскладка 1.3 Сводная ведомость 1.4 Закупочная ведомость 1.5 Еще пара слов 2. Общественное снаряжение 2.1 Вещи 2.2 Ремнабор 2.3 Аптечка 3. Личное снаряжение V. Оценка маршрута 1. Локальные препятствия 2. Протяженные препятствия 3. Требования к подсчету баллов 4. Оценка маршрута VI. Проведение походаI. Подбор группы.
Поход строится для конкретной группы, исходя из желаний и возможностей ее участников. Имеет смысл заранее собрать о них как можно больше информации по следующим темам:
Нормативы пеших походов следующие:
Категория сложности | Дней, не менее | Километров, 25% |
1 | 6 | 130 |
2 | 8 | 160 |
3 | 10 | 190 |
4 | 13 | 220 |
5 | 16 | 250 |
При формировании группы необходимо придерживаться следующих правил (даже если группа уже сформирована, не лишне проверить, выполняются ли они):
Для обоснованного выбора целей похода необходимо определить возможности каждого участника и группы в целом. Обычно, возможности группы в каждой области равны возможностям самого слабого в этой области участника. На выбор маршрута влияет следующее.
1.1 Техническая подготовкаНесмотря на то, что на Приполярном Урале практически не встречаются перевалы сложности выше 1Б, да и те невысокие, прохождение любого категорийного перевала для абсолютного новичка, обычно, сопряжено с трудностями, необходимостью подстраховки или "ведения", непременной потерей времени и, иногда, травмами. Поэтому для неподготовленной группы желательно выбрать только несколько перевалов 1А (можно с непродолжительными элементами 1Б), а в остальном ограничиться простыми перевалами и водоразделами. Нормативно, участники группы, идущей категорийный перевал, должны иметь опыт прохождения перевала на 1 полукатегорию сложности ниже, а руководитель – опыт руководства прохождением перевала на 1 полукатегорию сложности ниже и участия в прохождении перевала этой или более высоких категорий сложности.
1.2 Скорость и время передвиженияПрактика показывает, что если не рваться до состояния британского флага, то за день можно пройти, в среднем за поход, не более 13 км, учитывая дневки и отсидки. Таким образом, на поход 4 к.с. реально надо закладывать не менее 17 дней (см. ниже). Также необходимо иметь время на заброс и выброс и запасной день. Телеграммы из лесу не послать, поэтому полное допустимое время похода надо рассчитывать по кратчайшему из отпусков участников.
1.3 Склонность к халявеВажным фактором в условиях нестабильной метеорологической обстановки является склонность участников к отсидкам и дневкам. Так, при наличии потенциальных легочников, не стоит двигаться в дождь при холодном ветре, лучше отсидеть. Множество таких параметров, определяемых желанием большинства, а иногда и меньшинства, группы, влияют на количество дней планируемых отсидок.
1.4 Накопление усталостиВ продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Если группа схожена, или есть данные о продолжительной выносливости участников по опыту их прошлых походов, или участники известны, как облупленные, но только не на материале совместных попоек, то можно прогнозировать момент, когда всем дружно захочется в цивилизацию (а реакция это цепная и необратимая). Если данных нет, тем хуже для руководителя. В целом, график работоспособности группы имеет следующий качественный характер:
Сильная морально и физически группа быстрее выходит на максимальный уровень производительности и дольше на нем удерживается, причем он существенно выше, чем у слабой или недостаточно подготовленной группы.
2. Постановка целей и задач походаЦели похода определяют, зачем идете в горы вы. Несмотря на трудности с формулировками, можно выделить несколько стандартных побуждений:
а) побыть на природе
б) побыть с друзьями
в) побыть на природе с друзьями
г) побыть на необычной природе - скалы, горы, ...
д) посмотреть на мир
е) покорить мир - взобраться, переправиться, ...
ж) повыпендриваться
з) оказаться в тесной компании с избранником/избранницей
и) доказать что-то себе
к) доказать что-то окружающим, которым, на самом деле, все равно
л) проверить себя
м) проверить окружающих
н) изжить комплекс
о) получить следующий спортивный разряд
xyz) и так далее.
Обычно каждый участник, возможно, неосознанно, преследует сразу несколько целей. Желательно подбирать группу так, чтобы имело место как можно большее пересечение целей различных участников. Если группа уже сформирована, некоторые цели можно запрограммировать дополнительной обработкой (не физической).
С учетом набора целей, присутствующего у большинства участников, производится постановка задач похода. Это может быть:
а) пребывание на природе
б) достижение определенной точки (посмотреть на гору снизу) или набора точек
в) покорение определенной точки (восхождение, переправа) или набора точек
г) преодоление протяженной цели (траверс красивого хребта, сплав)
д) охота за дарами природы (золотым корнем, провиантом, драгоценностями)
е) прохождение квалификационного маршрута
Разумеется, при постановке задач необходимо называть конкретные вещи, например: побывать на горе X, осмотреть водопады под перевалом Y, набрать кабошонов в пещере Z. Наиболее проста в реализации цель "а", прочие обладают вполне конкретными географическими координатами, что затрудняет их выполнение.
3. Определение района путешествияЯвляется важнейшим пунктом программы подготовки похода. Несмотря на то, что в качестве района априорно задан Приполярный Урал, его различные части существенно рознятся друг от друга условиями, высотностью, способами входа и выхода, способами перемещения и т.п. Для пущей конкретности это изложение построено для центральной, наиболее широкой, части Уральского хребта в приполярных широтах – от г. Неройка до г. Грубе-Из. Особенности других районов, если доведется их посетить, придется учитывать самостоятельно.
Полезно разбираться в топонимике географических названий, принятой в выбранном районе, чтобы не произошло неприятных коллизий. Географические объекты Приполярного Урала, как правило, называются по-мансийски с добавлением суффикса, означающего характер объекта. Не вдаваясь в подробности дословного перевода, приведу примеры использования таких суффиксов:
Если название не содержит суффиксов, это говорит либо о немансийском корне (Сабля, Оленья), либо крайнем уважении к объекту и, следовательно, его значимости (Кожым, Манарага).
4. Определение возможных точек входа и выходаОбычно они связаны с общественным или регулярным транспортом, конечно, исключая заказной транспорт. Расписание движения даже общественного транспорта меняется быстро, на регулярный транспорт (наподобие попутной машины) и, тем более, на случайный транспорт (наподобие попутного вездехода) лучше не рассчитывать, хотя нередко приходится. Из общественного транспорта предпочтительнее железнодорожный. Так, конкретно для средней части Приполярного Урала, существуют следующие точки входов-выходов:
а) пос. Аранец. Сообщается речным транспортом с гор. Печора. Через неделю хода по болотистому лесу можно попасть на пер. Аранецкий (н/к) или на пер. Гофмана (1Б) под г. Сабля. По договоренности можно немного подброситься лодкой из Аранца вверх по Печоре, сэкономив день хода по очень неприятным низовьям руч. Вёртный.
б) гор. Печора. Вертолет в любое место. Стоимость МИ-8 в 1997 г. порядка 600$ в час. Под Манарагу обойдется в 1500$, на Озерную (под г. Сундук) и Аранец - дешевле.
в) пос. Сыня. Немного попутного транспорта, затем пешком по берегу р. Сыня до урочища Красный Камень, затем через водораздел на р. Вангыр, а там уж и Колокольня недалеко. Всего дней десять хода. Нужны бродни, а лучше - гидрокостюмы, т.к. Сыню все время надо переходить туда-сюда.
г) пос. Кось-Ю. По берегу одноименной речки, она в 5 км от поселка, можно попасть на крайние южные окончания Заячьих гор, г. Маяк, массив Колокольни и т.д. Неделя хода буреломным лесом.
д) пос. Кожым-Рудник. Прямая дорога на: Обе-Из, устье Лимбеко-Ю, Малды-Нырд, Россомашь, Желанную, верховья Кожыма вплоть до Николай-Шора. Машина только под заказ.
е) гор. Инта. Дорога на устье Лимбеко-Ю и далее. Машина может быть попутной, но не факт, что дешевле заказной.
Кроме того, существуют выходы, связанные со сплавом:
ж) рр. Вангыр – Кось-Ю. 3-4 дня, сложность соответствует II-III к.с. Надо забрасывать сплавсредства на Озерную вертолетом.
з) р. Кось-Ю. III к.с. Надо забрасывать сплавсредство на Желанную и тащить на себе минимум до устья Оленьего. Выводит на железную дорогу в 5 км от ст. Кось-Ю.
и) р. Кожым. III к.с., от устья Балбан-Ю до устья Лимбеко-Ю IV к.с. для байдарок. Сплавсредство можно завезти на машине не выше устья Балбан-Ю и припрятать. Выводит на железную дорогу в 2 км от Кожым-Рудника. Проблема - далеко от Манараги и Народной. Река сложная.
к) р. Лёмва. III к.с. Сплавсредство нужно нести от Кожыма километров 15 лесом, зато это единственная река на западном склоне вне заповедника. Выводит на железную дорогу в районе ст. Абезь. Река сложная.
л) р. Печора. II к.с. Довольно далеко тащить сплавсредства до и вдоль притоковых речек, например, р. Паток, потом упираться веслами по Волге-матери (в смысле, по Печоре) до одноименного города или хотя бы до Аранца.
Все сплавные выходы на восточную часть хребта не рассматриваются, т.к. приводят в пос. Саранпауль, связанный с Большой Землей летом только нерегулярным вертолетным сообщением.
5. Составление маршрутаПравильно составленный маршрут обладает следующими свойствами:
а) приводит к выполнению всех поставленных задач похода
б) не противоречит целям похода
в) начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода
г) верно распределены трудности маршрута
д) технически и физически выполним
е) имеет заранее продуманные аварийные выходы.
Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжений, согласовать маршрут с группой, даже если она делает вид, что ей все равно.
5.1 Распределение силРекомендуется отвести первую 1/6...1/4 похода под акклиматизацию к району и грузу. Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.
Нельзя планировать большие дневные переходы. По окончании акклиматизации желательна дневка, хотя, как правило, получается отсидка. Один день отдыха за время акклиматизации необходим категорически. Режим движения до 10 км/день.
Далее следует наиболее активная часть маршрута, объединяющая сложные элементы. Неплохо постепенно наращивать сложность, например, пройти сначала простой перевал, затем категорийные. Под дни отдыха следует оставлять до 1/4 всех дней активного периода. Хороший эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, если группа подготовлена к ним морально. Восхождения на вершины, как правило, можно считать полудневками. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.
Активная часть заканчивается, независимо от желания руководителя, при наступлении событий, указанных в п. 1.4. После этого допустимы только мероприятия, напрямую связанные с выходом. Сложности здесь совершенно излишни. Можно обойтись совсем без дней отдыха, потому что жрут на них много, но сейчас не об этом. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но дня 3, не больше.
5.2 Дневные переходыНочлеги должны располагаться в комфортных местах, где есть вода, дрова, ровная площадка, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей) и эстетическое наслаждение. По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.
Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для белых людей не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4...7 часов, чистого ходового времени порядка 3...5 часов, последнее граничит с героизмом или утратой ограничителей.
Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:
Характер местности | Скорость, км/час | Протяженность в день, не более, км |
Бурелом, топкое болото |
2 | 10 |
Перевал 1А - 1Б |
2 | 5 |
Осыпь особо крупная |
2 ... 3 | 5 |
Глухой лес |
3 | 10 |
Снег с фирном |
3 | 5 |
Осыпь мелкая |
3 | 5 |
Болото моховое |
3 ... 4 | 10 |
Осыпь средняя |
3 ... 4 | 15 |
Перевал н/к |
3 ... 4 | 10 |
Водораздел травянистый |
4 | 10 |
Плато, пустошь |
4 | 15 |
Тропа плохая |
4 ... 5 | 15 |
Тропа ничего себе |
4 ... 5 | 20 |
Тропа магистральная |
5 ... 5,5 | 20 |
Дорога грунтовая |
5 | 20 |
Дорога с покрытием |
5 ... 5,5 | 20 |
Конечно, существуют исключения, обычно связанные с невозможностью организации ночевок, наподобие перевала Каменистый – 24 км от леса до леса.
По другой методике, скорость движения может быть приблизительно определена по формуле км/ч, где – условный угол подъема:
Тип местности, условный угол подъема | v, км/ч | L, км, в первый день | L, км, в остальные дни | Режим движения (ход/отдых), мин | ||||
с грузом | без груза | с грузом | без груза | с грузом | без груза | с грузом | без груза | |
Ровная, 0о |
5 | 3.5 | 16...25 | 12...14 | 20...28 | 14...18 | 60...90 / 10 | 40...60 / 15 |
Пересеченная, 15о |
3.5 | 2.5 | 14...18 | 8...10 | 16...22 | 12...16 | 50 / 10 | 30 / 10 |
Сильно пересеченная, 30о |
2.5 | 2.0 | 10...12 | 6...8 | 12...16 | 8...10 | 45 / 10 | 20 / 10 |
Здесь v – скорость движения, L – максимальное расстояние, проходимое за день. По той же методике можно оценить энергозатраты: ккал/мин. Таким образом, за час движения полным ходом по пересеченной местности расходуется ккал, а за день (4 ходовых часа) 2520 ккал, что примерно соответствует нормам, указанным в п. 1.1 с учетом энергетических трат на бивачные работы и поддержание жизнедеятельности.
Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1...1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.
Нагрузка ото дня к дню остается неизменной на период акклиматизации, затем растет 2/3 активного периода, затем уменьшается. Идеализированный график сложности и трудности похода примерно следующий:
5.3 Техническая сторонаЗолотое правило одно: пуп не должен трещать. Закладывать несколько категорийных перевалов подряд, например, можно, но не нужно, если между ними нет дневки или договоренности с небесной канцелярией о вселенском потопе. После резкой растраты сил желателен отдых в какой-либо форме.
Карта никогда не дает информации о характере препятствия. Только в лучшем и редком случае она предупреждает о его наличии. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с наиболее серьезными перевалами, переправами, вершинами, изучить их описания или, что хуже, схемы. Особое внимание обращать на экспериментально установленное время прохождения.
Никогда не ограничиваться одним источником информации, потому что составители обычно врут, как очевидцы. Иногда предпочтительнее даже иметь самодельные карты, нежели генштабовскую километровку, потому что ХУДОжники неосознанно преувеличивают на них неожиданные особенности, делая их заметными для невнимательного исследователя.
Бесценна информация о наличии троп и изб. Получить ее практически невозможно, так что не стоит и голову забивать.
5.4 ОбеспечениеПрокормить туриста впроголодь можно 0,6 кг продуктов в день. Вес личного снаряжения планируется 6...7 кг на человека, а составляет реально порядка 7...8 кг для мужчины и 8...10 для женщины, плюс вес рюкзака, плюс вес того, что на себе. Общественное снаряжение, порядка 40 кг на группу в 6 человек, (30 – на 4, 45 – на 9, 60 – на 12...15) условно делится между мужчинами. Плановая норма переноски для женщины 1/4...1/3 веса, для мужчины 1/3...1/2 веса, все 20%. Идиотская привычка к уравниловке обычно приводит к нагрузке женщины 18...22 кг, мужчины 28...35, независимо от массы. Таким образом, женщина способна унести на себе продуктов, в среднем, на (20 – 10)/0.6 = 16 дней, мужчина на (30 – 8 – 10)/0.6 = 20 дней. Для достижения большей продолжительности похода прибегают к ухищрениям, обычно связанным с заменой общественного снаряжения на более легкое, экономией на аптечке, гитаре, изменению состава группы, перегрузки продуктов с женщин на мужиков. Откровенный перегруз следует считать неумным геройствованием.
Существенным моментом является порядок разгрузки по мере подъедания хавчика. Применяются два подхода: либо группа разгружается равномерно (продукты сгруппированы по наименованиям), либо, только с общего согласия, сначала разгружаются более слабые участники (продукты сгруппированы по дням). В последнем случае иногда наблюдается экономия, вернее, труднее организовать не запланированный перерасход, когда на каждый день отведен отдельный мешок.
Эффективным средством уменьшения веса переносимых продуктов является организация забросок. Различают следующие виды забросок:
Пользуясь всей вышеприведенной информацией реальный маршрут составить невозможно. Но над каждым отступлением от правила стоит несколько раз подумать, прежде чем совершить. Если после нанесения на двадцать шестую копию карты с восемнадцатой попытки нитка и места ночевок не режут глаз явной несуразицей, таким маршрутом можно пользоваться для расчета продуктов. Удастся ли его пройти - совсем другой вопрос.
В итоге получается календарный план движения, содержащий колонки "Дата", "№ дня похода", "Подробное описание дневного перехода", "Расстояние". Разумно заготовить еще и таблицу расстояний со значительно более мелкой разбивкой переходов, километра по 2...4, чтобы легче было корректировать маршрут по дороге. Считается, что также необходимы описания препятствий (перевалов, вершин, переправ) с указанием последовательности прохождения и мер безопасности.
5.6 Примеры нитокНа Приполярном Урале возможны пешие походы 2-5 к.с. Вот примеры маршрутов, защищенных соответствующими категориями сложности:
Замечу, что указанные маршруты по протяженности значительно превышают нормативы, а уж про количество баллов (см. п. V) и говорить нечего, но так уж в справочнике написали...
( вперед >> )