Клуб   "Дорога"

походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница


Автор: А.В. Затонский, г.Березники

НАСТАВЛЕНИЕ
по организации пешего похода в горно-лесном районе Приполярного Урала

Оглавление
I. Подбор группы.	
II. Выбор маршрута.
	1. Определение возможностей.
		1.1 Техническая подготовка
		1.2 Скорость и время передвижения
		1.3 Склонность к халяве
		1.4 Накопление усталости
	2. Постановка целей и задач похода
	3. Определение района путешествия
	4. Определение возможных точек входа и выхода
	5. Составление маршрута
		5.1 Распределение сил
		5.2 Дневные переходы
		5.3 Техническая сторона
		5.4 Обеспечение
		5.5 Компоновка нитки
		5.6 Примеры ниток
III. Распределение обязанностей
	1. Руководитель
	2. Штурман
	3. Завхоз
	4. Завснар
	5. Медик
	6. Ремонтник
	7. Хронометрист
	8. Необязательные должности
		8.1 Повар
		8.2 Летописец
		8.3 Кино- фотооператор
		8.4 Комиссар
		8.5 Гитарист
		8.6 Арбитр
		8.7 Казначей
		8.8 Специалист по биваку
		8.9 Спонсор	
		8.10 Орел глазастый
		8.11 Лось ломовой
		8.12 Козел отпущения
IV.  Материальное обеспечение
	1. Продукты
		1.1 Нормы
		1.2 Ведомость-раскладка
		1.3 Сводная ведомость
		1.4 Закупочная ведомость
		1.5 Еще пара слов
	2. Общественное снаряжение
		2.1 Вещи
		2.2 Ремнабор	
		2.3 Аптечка
	3. Личное снаряжение
V. Оценка маршрута
	1. Локальные препятствия
	2. Протяженные препятствия
	3. Требования к подсчету баллов
	4. Оценка маршрута
VI. Проведение похода
I. Подбор группы.

Поход строится для конкретной группы, исходя из желаний и возможностей ее участников. Имеет смысл заранее собрать о них как можно больше информации по следующим темам:

  1. Здоровье
  2. Общая физичекая подготовка
  3. Специальная подготовка: туристическая, альпинистская, медицинская, картографическая, музыкальная, ремонтная и т.д.
  4. Психологические особенности: склонность к лидерству, конфликтность, инициативность, исполнительность, лень, ответственность и многое другое.
  5. Предыдущий опыт: нормативы предписывают, чтобы в походе до III к.с. в группе не было более 1/3 участников с недостаточным опытом, то есть более чем на 1 к.с. ниже предполагаемого похода. 2/3 группы и более должны иметь достаточный опыт: участие (руководства) ровно на 1 к.с. ниже или участия (руководства) в походе этой и более высоких к.с. Руководство походом, обычно, зачитывается за участие в походе на 1-2 к.с. выше. В походах IV-VI к.с. участников с недостаточным опытом быть не должно. Это, в целом, разумно.
  6. Установившиеся личные симпатии и антипатии.

Нормативы пеших походов следующие:

Категория сложности Дней, не менее Километров, 25%
1 6 130
2 8 160
3 10 190
4 13 220
5 16 250

При формировании группы необходимо придерживаться следующих правил (даже если группа уже сформирована, не лишне проверить, выполняются ли они):

  1. В группе должны быть: руководитель, штурман (лучше несколько), завхоз, завснар, медик, ремонтник, хронометрист.
  2. В группе хорошо бы иметь: повара, летописца, кино- фотооператора, комиссара, гитариста, комиссара, арбитра, казначея, кострового, специалиста по биваку, спонсора (можно оставить дома), орла глазастого, лося ломового, козла отпущения, других представителей фауны. Допустимо совмещение должностей.
  3. Половой состав группы должен обеспечивать транспортировку грузов и отсутствие лишних трений. Для походов до 3 к.с. допустимо 50% женщин, выше - не более 1/3 состава. Семейных пар, особенно молодых, лучше не брать. Пуще всего избегать застарелых активных любовников.
  4. Все участники группы должны быть обеспечены личным снаряжением заранее и, желательно, не занимать его у других участников той же группы.
II. Выбор маршрута.

1. Определение возможностей.

Для обоснованного выбора целей похода необходимо определить возможности каждого участника и группы в целом. Обычно, возможности группы в каждой области равны возможностям самого слабого в этой области участника. На выбор маршрута влияет следующее.

1.1 Техническая подготовка

Несмотря на то, что на Приполярном Урале практически не встречаются перевалы сложности выше 1Б, да и те невысокие, прохождение любого категорийного перевала для абсолютного новичка, обычно, сопряжено с трудностями, необходимостью подстраховки или "ведения", непременной потерей времени и, иногда, травмами. Поэтому для неподготовленной группы желательно выбрать только несколько перевалов 1А (можно с непродолжительными элементами 1Б), а в остальном ограничиться простыми перевалами и водоразделами. Нормативно, участники группы, идущей категорийный перевал, должны иметь опыт прохождения перевала на 1 полукатегорию сложности ниже, а руководитель – опыт руководства прохождением перевала на 1 полукатегорию сложности ниже и участия в прохождении перевала этой или более высоких категорий сложности.

1.2 Скорость и время передвижения

Практика показывает, что если не рваться до состояния британского флага, то за день можно пройти, в среднем за поход, не более 13 км, учитывая дневки и отсидки. Таким образом, на поход 4 к.с. реально надо закладывать не менее 17 дней (см. ниже). Также необходимо иметь время на заброс и выброс и запасной день. Телеграммы из лесу не послать, поэтому полное допустимое время похода надо рассчитывать по кратчайшему из отпусков участников.

1.3 Склонность к халяве

Важным фактором в условиях нестабильной метеорологической обстановки является склонность участников к отсидкам и дневкам. Так, при наличии потенциальных легочников, не стоит двигаться в дождь при холодном ветре, лучше отсидеть. Множество таких параметров, определяемых желанием большинства, а иногда и меньшинства, группы, влияют на количество дней планируемых отсидок.

1.4 Накопление усталости

В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Если группа схожена, или есть данные о продолжительной выносливости участников по опыту их прошлых походов, или участники известны, как облупленные, но только не на материале совместных попоек, то можно прогнозировать момент, когда всем дружно захочется в цивилизацию (а реакция это цепная и необратимая). Если данных нет, тем хуже для руководителя. В целом, график работоспособности группы имеет следующий качественный характер:

Сильная морально и физически группа быстрее выходит на максимальный уровень производительности и дольше на нем удерживается, причем он существенно выше, чем у слабой или недостаточно подготовленной группы.

2. Постановка целей и задач похода

Цели похода определяют, зачем идете в горы вы. Несмотря на трудности с формулировками, можно выделить несколько стандартных побуждений:

а) побыть на природе

б) побыть с друзьями

в) побыть на природе с друзьями

г) побыть на необычной природе - скалы, горы, ...

д) посмотреть на мир

е) покорить мир - взобраться, переправиться, ...

ж) повыпендриваться

з) оказаться в тесной компании с избранником/избранницей

и) доказать что-то себе

к) доказать что-то окружающим, которым, на самом деле, все равно

л) проверить себя

м) проверить окружающих

н) изжить комплекс

о) получить следующий спортивный разряд

xyz) и так далее.

Обычно каждый участник, возможно, неосознанно, преследует сразу несколько целей. Желательно подбирать группу так, чтобы имело место как можно большее пересечение целей различных участников. Если группа уже сформирована, некоторые цели можно запрограммировать дополнительной обработкой (не физической).

С учетом набора целей, присутствующего у большинства участников, производится постановка задач похода. Это может быть:

а) пребывание на природе

б) достижение определенной точки (посмотреть на гору снизу) или набора точек

в) покорение определенной точки (восхождение, переправа) или набора точек

г) преодоление протяженной цели (траверс красивого хребта, сплав)

д) охота за дарами природы (золотым корнем, провиантом, драгоценностями)

е) прохождение квалификационного маршрута

Разумеется, при постановке задач необходимо называть конкретные вещи, например: побывать на горе X, осмотреть водопады под перевалом Y, набрать кабошонов в пещере Z. Наиболее проста в реализации цель "а", прочие обладают вполне конкретными географическими координатами, что затрудняет их выполнение.

3. Определение района путешествия

Является важнейшим пунктом программы подготовки похода. Несмотря на то, что в качестве района априорно задан Приполярный Урал, его различные части существенно рознятся друг от друга условиями, высотностью, способами входа и выхода, способами перемещения и т.п. Для пущей конкретности это изложение построено для центральной, наиболее широкой, части Уральского хребта в приполярных широтах – от г. Неройка до г. Грубе-Из. Особенности других районов, если доведется их посетить, придется учитывать самостоятельно.

Полезно разбираться в топонимике географических названий, принятой в выбранном районе, чтобы не произошло неприятных коллизий. Географические объекты Приполярного Урала, как правило, называются по-мансийски с добавлением суффикса, означающего характер объекта. Не вдаваясь в подробности дословного перевода, приведу примеры использования таких суффиксов:

  • Пальник-Ель : "Ель" – ручеек, который можно перейти где угодно
  • Повсян-Шор : "Шор" – горный ручей, в нижней части переправа может быть затруднена
  • Капкан-Вож : "Вож" – речка, либо небольшая, либо, близкого к равнинному типа
  • Лимбеко-Ю : "Ю" – большая река. Аналог – оконечный суффикс "ва" в названии реки Лёмва (угорского происхождения).
  • Грубе-Из : "Из" – островерхая гора
  • Манси-Ньёр : "Ньёр" – гора с округлой вершиной
  • Малды-Нырд: "Нырд" – столообразный хребет
  • Карпин-Ньёр-Иркусей : в названии хребта "Ньёр" означает затруднения с поиском несложного перевала. "Иркусей" – "святой".

Если название не содержит суффиксов, это говорит либо о немансийском корне (Сабля, Оленья), либо крайнем уважении к объекту и, следовательно, его значимости (Кожым, Манарага).

4. Определение возможных точек входа и выхода

Обычно они связаны с общественным или регулярным транспортом, конечно, исключая заказной транспорт. Расписание движения даже общественного транспорта меняется быстро, на регулярный транспорт (наподобие попутной машины) и, тем более, на случайный транспорт (наподобие попутного вездехода) лучше не рассчитывать, хотя нередко приходится. Из общественного транспорта предпочтительнее железнодорожный. Так, конкретно для средней части Приполярного Урала, существуют следующие точки входов-выходов:

а) пос. Аранец. Сообщается речным транспортом с гор. Печора. Через неделю хода по болотистому лесу можно попасть на пер. Аранецкий (н/к) или на пер. Гофмана (1Б) под г. Сабля. По договоренности можно немного подброситься лодкой из Аранца вверх по Печоре, сэкономив день хода по очень неприятным низовьям руч. Вёртный.

б) гор. Печора. Вертолет в любое место. Стоимость МИ-8 в 1997 г. порядка 600$ в час. Под Манарагу обойдется в 1500$, на Озерную (под г. Сундук) и Аранец - дешевле.

в) пос. Сыня. Немного попутного транспорта, затем пешком по берегу р. Сыня до урочища Красный Камень, затем через водораздел на р. Вангыр, а там уж и Колокольня недалеко. Всего дней десять хода. Нужны бродни, а лучше - гидрокостюмы, т.к. Сыню все время надо переходить туда-сюда.

г) пос. Кось-Ю. По берегу одноименной речки, она в 5 км от поселка, можно попасть на крайние южные окончания Заячьих гор, г. Маяк, массив Колокольни и т.д. Неделя хода буреломным лесом.

д) пос. Кожым-Рудник. Прямая дорога на: Обе-Из, устье Лимбеко-Ю, Малды-Нырд, Россомашь, Желанную, верховья Кожыма вплоть до Николай-Шора. Машина только под заказ.

е) гор. Инта. Дорога на устье Лимбеко-Ю и далее. Машина может быть попутной, но не факт, что дешевле заказной.

Кроме того, существуют выходы, связанные со сплавом:

ж) рр. Вангыр – Кось-Ю. 3-4 дня, сложность соответствует II-III к.с. Надо забрасывать сплавсредства на Озерную вертолетом.

з) р. Кось-Ю. III к.с. Надо забрасывать сплавсредство на Желанную и тащить на себе минимум до устья Оленьего. Выводит на железную дорогу в 5 км от ст. Кось-Ю.

и) р. Кожым. III к.с., от устья Балбан-Ю до устья Лимбеко-Ю IV к.с. для байдарок. Сплавсредство можно завезти на машине не выше устья Балбан-Ю и припрятать. Выводит на железную дорогу в 2 км от Кожым-Рудника. Проблема - далеко от Манараги и Народной. Река сложная.

к) р. Лёмва. III к.с. Сплавсредство нужно нести от Кожыма километров 15 лесом, зато это единственная река на западном склоне вне заповедника. Выводит на железную дорогу в районе ст. Абезь. Река сложная.

л) р. Печора. II к.с. Довольно далеко тащить сплавсредства до и вдоль притоковых речек, например, р. Паток, потом упираться веслами по Волге-матери (в смысле, по Печоре) до одноименного города или хотя бы до Аранца.

Все сплавные выходы на восточную часть хребта не рассматриваются, т.к. приводят в пос. Саранпауль, связанный с Большой Землей летом только нерегулярным вертолетным сообщением.

5. Составление маршрута

Правильно составленный маршрут обладает следующими свойствами:

а) приводит к выполнению всех поставленных задач похода

б) не противоречит целям похода

в) начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода

г) верно распределены трудности маршрута

д) технически и физически выполним

е) имеет заранее продуманные аварийные выходы.

Очевидным является необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжений, согласовать маршрут с группой, даже если она делает вид, что ей все равно.

5.1 Распределение сил

Рекомендуется отвести первую 1/6...1/4 похода под акклиматизацию к району и грузу. Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.

Нельзя планировать большие дневные переходы. По окончании акклиматизации желательна дневка, хотя, как правило, получается отсидка. Один день отдыха за время акклиматизации необходим категорически. Режим движения до 10 км/день.

Далее следует наиболее активная часть маршрута, объединяющая сложные элементы. Неплохо постепенно наращивать сложность, например, пройти сначала простой перевал, затем категорийные. Под дни отдыха следует оставлять до 1/4 всех дней активного периода. Хороший эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, если группа подготовлена к ним морально. Восхождения на вершины, как правило, можно считать полудневками. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.

Активная часть заканчивается, независимо от желания руководителя, при наступлении событий, указанных в п. 1.4. После этого допустимы только мероприятия, напрямую связанные с выходом. Сложности здесь совершенно излишни. Можно обойтись совсем без дней отдыха, потому что жрут на них много, но сейчас не об этом. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но дня 3, не больше.

5.2 Дневные переходы

Ночлеги должны располагаться в комфортных местах, где есть вода, дрова, ровная площадка, желательны защита от стихии (холода, ветра, дождя, насекомых, зверей) и эстетическое наслаждение. По карте, даже масштаба 1:100000, найти их невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.

Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для белых людей не менее 9 часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, без примусов не управятся. Планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 4...7 часов, чистого ходового времени порядка 3...5 часов, последнее граничит с героизмом или утратой ограничителей.

Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:

Характер местности Скорость, км/час Протяженность в день, не более, км

Бурелом, топкое болото

2 10

Перевал 1А - 1Б

2 5

Осыпь особо крупная

2 ... 3 5

Глухой лес

3 10

Снег с фирном

3 5

Осыпь мелкая

3 5

Болото моховое

3 ... 4 10

Осыпь средняя

3 ... 4 15

Перевал н/к

3 ... 4 10

Водораздел травянистый

4 10

Плато, пустошь

4 15

Тропа плохая

4 ... 5 15

Тропа ничего себе

4 ... 5 20

Тропа магистральная

5 ... 5,5 20

Дорога грунтовая

5 20

Дорога с покрытием

5 ... 5,5 20

Конечно, существуют исключения, обычно связанные с невозможностью организации ночевок, наподобие перевала Каменистый – 24 км от леса до леса.

По другой методике, скорость движения может быть приблизительно определена по формуле км/ч, где – условный угол подъема:

Тип местности, условный угол подъема v, км/ч

L, км, в первый день

L, км, в остальные дни

Режим движения (ход/отдых), мин
  с грузом без груза с грузом без груза с грузом без груза с грузом без груза

Ровная, 0о

5 3.5 16...25 12...14 20...28 14...18 60...90 / 10 40...60 / 15

Пересеченная, 15о

3.5 2.5 14...18 8...10 16...22 12...16 50 / 10 30 / 10

Сильно пересеченная, 30о

2.5 2.0 10...12 6...8 12...16 8...10 45 / 10 20 / 10

Здесь v – скорость движения, L – максимальное расстояние, проходимое за день. По той же методике можно оценить энергозатраты: ккал/мин. Таким образом, за час движения полным ходом по пересеченной местности расходуется ккал, а за день (4 ходовых часа) 2520 ккал, что примерно соответствует нормам, указанным в п. 1.1 с учетом энергетических трат на бивачные работы и поддержание жизнедеятельности.

Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5 часа, утренних сборов 1...1,5 часа, вечерних бивачных работ до 2 часов, но не менее 1 часа.

Нагрузка ото дня к дню остается неизменной на период акклиматизации, затем растет 2/3 активного периода, затем уменьшается. Идеализированный график сложности и трудности похода примерно следующий:

5.3 Техническая сторона

Золотое правило одно: пуп не должен трещать. Закладывать несколько категорийных перевалов подряд, например, можно, но не нужно, если между ними нет дневки или договоренности с небесной канцелярией о вселенском потопе. После резкой растраты сил желателен отдых в какой-либо форме.

Карта никогда не дает информации о характере препятствия. Только в лучшем и редком случае она предупреждает о его наличии. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с наиболее серьезными перевалами, переправами, вершинами, изучить их описания или, что хуже, схемы. Особое внимание обращать на экспериментально установленное время прохождения.

Никогда не ограничиваться одним источником информации, потому что составители обычно врут, как очевидцы. Иногда предпочтительнее даже иметь самодельные карты, нежели генштабовскую километровку, потому что ХУДОжники неосознанно преувеличивают на них неожиданные особенности, делая их заметными для невнимательного исследователя.

Бесценна информация о наличии троп и изб. Получить ее практически невозможно, так что не стоит и голову забивать.

5.4 Обеспечение

Прокормить туриста впроголодь можно 0,6 кг продуктов в день. Вес личного снаряжения планируется 6...7 кг на человека, а составляет реально порядка 7...8 кг для мужчины и 8...10 для женщины, плюс вес рюкзака, плюс вес того, что на себе. Общественное снаряжение, порядка 40 кг на группу в 6 человек, (30 – на 4, 45 – на 9, 60 – на 12...15) условно делится между мужчинами. Плановая норма переноски для женщины 1/4...1/3 веса, для мужчины 1/3...1/2 веса, все 20%. Идиотская привычка к уравниловке обычно приводит к нагрузке женщины 18...22 кг, мужчины 28...35, независимо от массы. Таким образом, женщина способна унести на себе продуктов, в среднем, на (20 – 10)/0.6 = 16 дней, мужчина на (30 – 8 – 10)/0.6 = 20 дней. Для достижения большей продолжительности похода прибегают к ухищрениям, обычно связанным с заменой общественного снаряжения на более легкое, экономией на аптечке, гитаре, изменению состава группы, перегрузки продуктов с женщин на мужиков. Откровенный перегруз следует считать неумным геройствованием.

Существенным моментом является порядок разгрузки по мере подъедания хавчика. Применяются два подхода: либо группа разгружается равномерно (продукты сгруппированы по наименованиям), либо, только с общего согласия, сначала разгружаются более слабые участники (продукты сгруппированы по дням). В последнем случае иногда наблюдается экономия, вернее, труднее организовать не запланированный перерасход, когда на каждый день отведен отдельный мешок.

Эффективным средством уменьшения веса переносимых продуктов является организация забросок. Различают следующие виды забросок:

  1. Честная заброска. Продукты до начала маршрута завозятся в место "Х" и потом с переменным успехом там обнаруживаются. Если закладывают одни, а снимают другие люди, вероятность успеха существенно снижается. Честная заброска уменьшает показатель автономности при защите маршрута, поскольку отражается в заявочных документах.
  2. Закладка. Маршрут образует кольцо, что честно записывается в заявочные документы. В точке самопересечения оставляется часть продуктов – "закладка". Показатель автономности также снижается, но вероятность обнаружения близка к единице.
  3. Неявная заброска. Маршрут колец не образует, но, например, проходит в день № 2 с северной, а в день № 14 с южной стороны несложного перевала. В его окрестностях производится мухлеж, выраженный переброской продуктов на дни №№ 15, 16 и до конца похода через перевал в закладку. Показатель автономности не страдает. Комбинируя методы 2 и 3 можно, не нарушая правила "линейных 75%" (см. п. 1) довести предельную массу продуктов на плечах порядка 1/3 от необходимой на поход.
  4. Использование группы поддержки. Обычно применяется в особо длительных экспедициях. Например, группа, идущая пеший поход 6 к.с., договаривается с группой, сплавляющейся по речке 2 к.с., что та к определенному сроку подбросит килограммов 20 жратвы на устье ручейка такого-то. Затем к определенному сроку одна из групп опаздывает; водники, конечно, встают не на том берегу, вынуждая маститых пешеходников к переправе вплавь на пустых рюкзаках и брюхах; выясняется, что 14 кг из 20 они пожрали по дороге, потому что свой хавчик утопили вместе с раззявой завхозом на Трахчерезтыгдымском прижиме... Замечательный метод.
5.5 Компоновка нитки

Пользуясь всей вышеприведенной информацией реальный маршрут составить невозможно. Но над каждым отступлением от правила стоит несколько раз подумать, прежде чем совершить. Если после нанесения на двадцать шестую копию карты с восемнадцатой попытки нитка и места ночевок не режут глаз явной несуразицей, таким маршрутом можно пользоваться для расчета продуктов. Удастся ли его пройти - совсем другой вопрос.

В итоге получается календарный план движения, содержащий колонки "Дата", "№ дня похода", "Подробное описание дневного перехода", "Расстояние". Разумно заготовить еще и таблицу расстояний со значительно более мелкой разбивкой переходов, километра по 2...4, чтобы легче было корректировать маршрут по дороге. Считается, что также необходимы описания препятствий (перевалов, вершин, переправ) с указанием последовательности прохождения и мер безопасности.

5.6 Примеры ниток

На Приполярном Урале возможны пешие походы 2-5 к.с. Вот примеры маршрутов, защищенных соответствующими категориями сложности:

  1. Ст. Кожым-Рудник – хр. Обе-Из – хр. З. Саледы – хр. Хамбол-Нырд – ст. Кожим-Рудник. 2 к.с.
  2. Ст. Кось-Ю – р. Манарага – г. Колокольня – пер. Аранецкий – пос. Аранец. 3 к.с.
  3. Пос. Аранец – г. Сабля – г. Манарага – г. Народная – ст. Кожим-Рудник. Восхождения на 2 вершины. 4 к.с.
  4. Пос. Усть-Щугор – г. Тельпос-Из (восх.) – г. Неройка (восх.) – г. Сабля (восх.) – пос. Аранец. 4 к.с.
  5. Пос. Аранец – г. Сабля (восх.) – г. Неройка (восх.) – р. Л.Вангыр – р. Парнук – хр. Неприступный – руч. Повсян-Шор – г. Манарага (восх..) – г. Народа (восх.) – р. Народа – р. Хобе-Ю – р. Манья – пос. Саранпауль. 5 к.с.
  6. Пос. Аранец – г. Сабля – г. Манарага – г. Народная – р. Балбан-Ю – сплав по р. Кожым до ст. Кожим-Рудник. Восхождение на 2 вершины. 5 к.с. пеше-водный.
  7. Ст. Кожим-Рудник – р. Балбан-Ю – р. Пеленгичей – хр. Россомаха – г. Сана-Из (восх.) – руч. Хотахамба – р. С.Народа – руч. Карпин-Шор – г. Карпинского (восх.) – р. Манарага – г. Янченко (восх.) или г.Манарага (восх.) – г. Колокольня (восх.) – руч. Повсян-Шор – р. Парнук – р. Вангыр – г. Сабля (восх.) пос. Аранец. 5 к.с.

Замечу, что указанные маршруты по протяженности значительно превышают нормативы, а уж про количество баллов (см. п. V) и говорить нечего, но так уж в справочнике написали...

( вперед >> )


2001 г. © Клуб "Дорога"