Клуб  
"Дорога"
походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница
Управление образования Администрации города Лысьвы Пермской области
ПОЗНАНИЕ МИРА
ЧЕРЕЗ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ
(программа занятий по туризму и краеведению
для учеников 1-11 классов общеобразовательных школ)
Автор: Палкина Валентина Владимировна,
педагог 1 квалификационной категории.
г. Лысьва, 1999 год.
Объяснительная записка
В 1998 году детско-юношеский туризм в России отметил своё 80-летие. Туристско-краеведческое движение школьников год от года ширится, приобретает новые формы. Существует множество разнообразных туристско-краеведческих программ по разным видам туризма для занятий с юными туристами. Однако, все существующие программы рассчитаны на непродолжительный период времени (обычно 2-4 года) и чаще всего ориентированы на детей, занимающихся во внешкольных объединениях (туристских кружках, секциях, клубах). В школах же туристско-краеведческой работе отводится совсем не много времени, лишь в некоторых школах в порядке эксперимента ведутся краеведческие уроки.
Поэтому появилась идея написать программу, которую можно было бы реализовать в течение всего времени обучения ребенка в школе.
Программа "Ознакомление с окружающим миром через туризм и краеведение" рассчитана на детей 1-11 классов общеобразовательных школ и предназначена для педагогов, организаторов туристско-краеведческой работы, руководителей туристских объединений, инструкторов туризма. Данная программа построена по принципу "от простого к сложному, от частного к общему" и направлена на формирование у ребенка научного мировоззрения, целостного восприятия окружающего мира; на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья; на воспитание любви к "малой родине" и России и т.д.
Многие разделы программы построены по принципу "расширяющейся и углубляющейся спирали": учащиеся будут периодически возвращаться к ранее изученным темам. Это даст возможность основательнее изучить вопрос, углубить и расширить имеющиеся знания, сравнить свои результаты с результатами других детей, а также закрепить знания по географии, истории, домоводству, ОБЖ, экологии, экономике родного края и прочим наукам школьной программы.
В основу программы положены национально-региональные особенности Западного Урала, однако, принцип ее построения позволяет пересматривать некоторые разделы и использовать их с учетом местной специфики в других регионах страны.
Программа состоит из двух частей туристской и краеведческой.
Схема тематического планирования по краеведению:
ТЕМА |
КЛАССЫ |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
Мой дом |
+ |
+ |
+ |
|||||||
2 |
Школа |
+ |
+ |
+ |
|||||||
3 |
Микрорайон |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
Город Лысьва |
+ |
+ |
+ |
|||||||
5 |
Пермская область |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
Урал |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
Россия |
+ |
+ |
+ |
|||||||
8 |
Зарубежье |
+ |
+ |
Схема тематического планирования по туризму:
N |
TEMA |
КЛАССЫ |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
Организация и подведение итогов похода |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
2 |
Туристский быт и навыки |
+ |
+ |
+ |
+
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Туризм в России
и за рубежом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
4 |
Топография и ориентирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Гигиена и доврачебная помощь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Обеспечение безопасности в туристской подготовке |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
7 |
Экология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Инструкторская подготовка |
+ |
+ |
+ |
|||||||
9 |
Физическая подготовка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для реализации программы не предполагается привлечения значительных бюджетных средств на оборудование, наглядные пособия, ТСО. В качестве реализации учебно-воспитательных и развивающих задач программы педагог может использовать материалы библиотек, музеев и архивов. Для проведения занятий могут быть приглашены специалисты географии, биологии, истории; врачи, фармацевты, библиотекари, экологи, работники музеев, краеведы, ветераны войны и труда, родители.
Разнообразны формы и методы реализации программы: теоретические и практические занятия, походы, тренировки, исследования и т.п. Значительное место отведено самостоятельной работе учащихся: запись воспоминаний, составление альбомов, разработка маршрутов, выпуск
путеводителей, копирование карт, составление планов местности, изготовление туристского снаряжения и т.п. При работе с детьми (особенно с учащимися 1-6 классов) рекомендуется широко применять игровые методы обучения: игры, викторины, конкурсы, соревнования.Дети, успешно выполняющие требования программы могут, сдав соответствующие нормативы, получить значок "Юный турист России" и разряды по спортивному туризму. Старшеклассники дополнительно к этому могут получить звание юного судьи по спорту и младшего инструктора туризма.