Клуб   "Дорога"

походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница


Данная программа неоднократно участвовала в российских конкурсах авторских программ.
В 1999 году автор была удостоена звания лауреата, а в 2000 - дипломанта конкурса.
Данная программа охраняется законом об авторских правах и не может быть использована в коммерческих целях.
Объяснительная записка - Классы: 1 - 2 - 3 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - Список литературы

Управление образования Администрации города Лысьвы Пермской области

ПОЗНАНИЕ МИРА
ЧЕРЕЗ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

(программа занятий по туризму и краеведению
для учеников 1-11 классов общеобразовательных школ)

Автор: Палкина Валентина Владимировна,
педагог 1 квалификационной категории.


г. Лысьва, 1999 год.



Объяснительная записка

В 1998 году детско-юношеский туризм в России отметил своё 80-летие. Туристско-краеведческое движение школьников год от года ширится, приобретает новые формы. Существует множество разнообразных туристско-краеведческих программ по разным видам туризма для занятий с юными туристами. Однако, все существующие программы рассчитаны на непродолжительный период времени (обычно 2-4 года) и чаще всего ориентированы на детей, занимающихся во внешкольных объединениях (туристских кружках, секциях, клубах). В школах же туристско-краеведческой работе отводится совсем не много времени, лишь в некоторых школах в порядке эксперимента ведутся краеведческие уроки.

Поэтому появилась идея написать программу, которую можно было бы реализовать в течение всего времени обучения ребенка в школе.

Программа "Ознакомление с окружающим миром через туризм и краеведение" рассчитана на детей 1-11 классов общеобразовательных школ и предназначена для педагогов, организаторов туристско-краеведческой работы, руководителей туристских объединений, инструкторов туризма. Данная программа построена по принципу "от простого к сложному, от частного к общему" и направлена на формирование у ребенка научного мировоззрения, целостного восприятия окружающего мира; на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья; на воспитание любви к "малой родине" и России и т.д.

Многие разделы программы построены по принципу "расширяющейся и углубляющейся спирали": учащиеся будут периодически возвращаться к ранее изученным темам. Это даст возможность основательнее изучить вопрос, углубить и расширить имеющиеся знания, сравнить свои результаты с результатами других детей, а также закрепить знания по географии, истории, домоводству, ОБЖ, экологии, экономике родного края и прочим наукам школьной программы.

В основу программы положены национально-региональные особенности Западного Урала, однако, принцип ее построения позволяет пересматривать некоторые разделы и использовать их с учетом местной специфики в других регионах страны.

Программа состоит из двух частей туристской и краеведческой.

 

Схема тематического планирования по краеведению:

ТЕМА

КЛАССЫ

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Мой дом

+

+

+

2

Школа

+

+

+

3

Микрорайон

+

+

+

+

4

Город Лысьва

+

+

+

5

Пермская область

+

+

+

+

6

Урал

+

+

+

+

7

Россия

+

+

+

8

Зарубежье

+

+



Схема тематического планирования по туризму:

N

TEMA

КЛАССЫ

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организация и подведение итогов похода

+

+

+

+

+

+

+

2

Туристский быт и навыки

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

3

Туризм в России

и за рубежом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Топография и ориентирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Гигиена и доврачебная помощь

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Обеспечение безопасности в туристской подготовке

+

+

+

+

+

7

Экология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Инструкторская подготовка

+

+

+

9

Физическая подготовка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Для реализации программы не предполагается привлечения значительных бюджетных средств на оборудование, наглядные пособия, ТСО. В качестве реализации учебно-воспитательных и развивающих задач программы педагог может использовать материалы библиотек, музеев и архивов. Для проведения занятий могут быть приглашены специалисты географии, биологии, истории; врачи, фармацевты, библиотекари, экологи, работники музеев, краеведы, ветераны войны и труда, родители.

Разнообразны формы и методы реализации программы: теоретические и практические занятия, походы, тренировки, исследования и т.п. Значительное место отведено самостоятельной работе учащихся: запись воспоминаний, составление альбомов, разработка маршрутов, выпуск путеводителей, копирование карт, составление планов местности, изготовление туристского снаряжения и т.п. При работе с детьми (особенно с учащимися 1-6 классов) рекомендуется широко применять игровые методы обучения: игры, викторины, конкурсы, соревнования.

Дети, успешно выполняющие требования программы могут, сдав соответствующие нормативы, получить значок "Юный турист России" и разряды по спортивному туризму. Старшеклассники дополнительно к этому могут получить звание юного судьи по спорту и младшего инструктора туризма.