Клуб   "Дорога"

походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница



Отчет о походе 1-й к.с. по Алтаю

(Катунский хребет).

ПРИМЕЧАНИЕ: Данный отчет является свободной информацией и может быть скопирован без каких-либо ограничений со стороны автора.
Район: Горный Алтай, Катунский хр. Категория: 1-ка горная Руководитель: Кобицкий А.Ю. Маршрутная книжка: 0-90-97 Маршрут:
г. Новосибирск - г. Бийск - пос. Тюнгур - пер. Кузуяк(НК) - р. Аккем - оз. Аккемское - лед. Аккем (Радзевича) (радиальный выход) - пер. Каратюрек(1А) - р.Кучерла - оз.Кучерлинское - р.Кони-Айры - пер. Капчальский вост.(1Б) - р. Капчал - р. Катунь (радиальный выход) -пер. Обской(1А) - р. Верх-Кураган - р. Ю. Иолды - пер. Немыцкого зап.(1А) - р. Йолдо-Айры - оз. Кучерлинское - р. Кучерла - пос. Тюнгур - г. Новосибирск
Сроки: 8 - 26 августа 1997 г.

Содержание

Краткая характеристика района похода

Справочная информация о группе и о маршруте
Состав группы.
Материальное обеспечение группы.
Нитка маршрута
График движения

Описание прохождения маршрута
Подъем до Аккемского озера (день 2,3)
Радиальный выход до Аккемского ледника (день 4)
Прохождение перевала Каратюрек(1А) (день 5)
Прохождение перевала Капчальский вост.(1Б) (день 8)
Радиальный выход по р.Катунь (день 9)
Прохождение связки пер.Корешок(1А) - пер.Весенний(1А) (день 10)
Прохождение перевала Немыцкого зап.(1А) (день 12)

Краткая характеристика района похода

Катунский хребет -- самый высокий из хребтов Алтая -- протянулся на 150 км с запада на восток и ограничен с юга, запада и севера рекой Катунь, берущей свое начало с его южных склонов, и с востока - притоком Катуни Аргутом. Наиболее интересной в техническом отношении является центральная часть Катунского хребта - район п.Белуха (4506), долин рек Кучерла, Аккем, Иедыгем (на севере), верховьев Катуни и Белой Берели (на юге). В этом очень компактном районе имеется большое количество перевалов различной сложности от 1А до 3Б.

Наиболее удобные пути подъезда к Катунскому хребту -- с севера, через пос.Тюнгур, куда мы приехали на заказанном в Бийске микроавтобусе. Хотя имеется рейсовый автобус (ПАЗ) Горно-Алтайск-Тюнгур, ходящий ежедневно, тем не менее добираться на микроавтобусе оказалось гораздо удобнее. Приехав в Бийск на поезде в 6.20, мы сели на микроавтобус в 7 часов и к 6 часам вечера добрались до места, затратив в общей сложности на дорогу от Новосибирска около суток. Далее как по долине Кучерлы, так и по долине Аккема имеются набитые конные тропы.

Характерной особенностью Белухинского узла Катунского хребта является то, что как сам хребет примерно на 1000 м возвышается над другими соседними хребтами Алтая, так и сам массив Белухи возвышается еще на километр над остальной частью Катунского хребта. Благодаря этому массив Белухи летом притягивает к себе тучи, и поэтому погода там летом очень неустойчивая. В этом году нам с погодой на редкость повезло. Большую часть похода (8 дней из 15) была хорошая погода, и только 3 дня была по настоящему плохая погода, когда в течении дня шел дождь. Тем не менее, планируя летний поход в этот район, надо обязательно запастись (кроме терпения) большим количеством полиэтилена, и желательно запланировать несколько резервных дней на случай пересидки очень плохой погоды.

Более подробную информацию об особенностях Алтая можно почерпнуть в ``Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов СССР'' Л.Б.Директора, М., 1990, с.536-574.

Справочная информация о группе и о маршруте.

Состав Группы

Ф.И.О

Год рожд.

Домашний адрес

Опыт

Обязанности

Кобицкий Андрей Юрьевич 1976 Гоголя 3а-12

III-у

руководитель
Манжалей Александр Викторович 1977 Русская 31-27

III-у

рем. наборщик
Эмих Константин Вильгельмович 1978 Пирогова 4-216

I-у

---

Максимкин Илья Петрович 1979 Красина 58-65

I-у

отв. за транспорт
Ощепков Дмитрий Юрьевич 1976 Жемчужная 28-21

нет

завхоз
Соколов Андрей Леонидович 1976 Лесосечная 3-177

нет

медик
Киселева Юлия Дмитриевна 1979 Морской пр. 10-31

нет

---

Шилова Валентина 1977 Пирогова 10-315

нет

---

Оненко Мария Борисовна 1982 Жемчужная 6-28

нет

зав. снаряжением
Торопова Алевтина Владимировна 1978 Красина 58-65

нет

---

Материальное обеспечение группы

Групповое и личное снаряжение группы, ремнабор и медицинская аптечка были стандартным для летних походов I к.с. в нашей секции. Расклад продуктов был также стандартным из расчета 750 гр./чел. Бензина было взято из расчета 1.5 литра/день на 4 дня, всего 6 литров в 3-х пластиковых бутылках по 3 литра. В итоге получилось 4 ночевки на бензине и 11 - на дровах. Часть бензина пошло разжигание костра в особо дождливую погоду.

Специальное групповое снаряжение

наименование

количество

Палатка "Зима" 12-ти местн

1 шт.

Тент на палатку

1 шт.

ПЭ под палатку

1 шт.

Спальники
3 шт.
(3-х, 3-х и 4-х местные)
Веревка (8 мм)

2 шт. (40 м)

Топор

2 шт.

Ножовка

1 шт.

Карабины

4 шт

Кошки

2 пары

Примус "Шмель-3" .

1 шт

Личное снаряжение

Наименование

Количество

Ледоруб (лыжные палочки)

1 шт.

Страховочная система

1 шт.

Карабины

1 шт.

Очки солнцезащитные

1 шт.

Хоба

1 шт.

ПЭ накидка

1 шт.

Нитка маршрута

Первоначально заявляемый маршрут:

пос. Тюнгур - пер. Кузуяк(НК) - р. Аккем - оз. Аккемское - лед. Аккем (Радзевича) (радиальный выход) - пер. Каратюрек(1А,3060) - р. Кучерла - оз. Кучерлинское - р. Кони-Айры - пер. Капчальский вост.(1Б,3210) - р. Капчал - р. Катунь (радиальный выход) - пер. Обской(1А,3100) - р. Верх-Кураган - р. Ю. Иолды - пер. Немыцкого зап.(1А,2950) - р. Йолдо-Айры - оз. Кучерлинское - р. Кучерла - пос. Тюнгур

Маршрут был построен таким образом, чтобы посмотреть на Белуху с северной и южной стороны. Для этого планировались радиальные выходы на ледник Аккем (с северной стороны) и до истока р.Катунь (с южной стороны). Логика и время прохождения маршрута требовало включить в нитку маршрута усложняющий элемент для похода 1-й к.с. перевал Капчальский вост.(1Б). Решающим поводом для включения этого перевала служило то, что этот перевал уже проходился одним из участников группы. Кроме того имелось огромное количество информации по этому перевалу, так как перевал является достаточно популярным. Достаточно противоречивая информация была по перевалу Обской(1А). Поэтому планировался запасной вариант: связка пер. Волжский(1А) - пер. Весенний(1А) через ущелье реки Узун-Кара-Су.

Пройденный маршрут:

пер. Кузуяк(НК) - оз. Аккемское - лед. Аккем (Радзевича) (радиальный выход) - пер. Каратюрек(1А) - оз. Кучерлинское - пер. Капчальский вост.(1Б) - р. Капчал - р. Катунь (радиальный выход) - связка пер. Корешок(1А) - пер. Весенний(1А) - пер. Немыцкого зап.(1А) - оз. Кучерлинское - пос. Тюнгур

Изменения в маршруте были вызваны затруднением с правильным определением перевала Обской(1А) (более подробно это рассмотрено в разделе "Техническое описание перевалов").

График движения группы

Дата

День пути

Участок маршрута

км

Характер пути

9.08 1 подъезд под пер. Кузуяк(НК), его прохождение 7 дорога
10.08 2 Подъем вдоль р.Аккем 20 конная тропа вдоль левого берега
11.08 3 Подъем до ГМС на Аккемском озере 15 ---
12.08 4 Радиальный выход до Аккемского ледника 15 тропа,курум
13.08 5 Прохождение пер. Каратюрек(1А,3060) 6 тропа, снег
14.08 6 Подъем до Кучерлинского озера 8 конная тропа
15.08 7 Двигались вдоль озера и дальше вдоль р. Кони-Айры до границы леса 12 тропа, местами болото
16.08 8 Прохождение перевала Капчальский вост.(1Б,3210) 15 тропа, заросли кустарника, открытый ледник
17.08 9 Радиальный выход до р.Катунь 20 тропа, брод
18.08 10 Прохождение связки пер. Корешок(1А) - пер. Весенний(1А) 10 курум, трава
19.08 11 Подход под перевал Немыцкого зап 10 курум, травянистые склоны
20.08 12 Прохождение перевала Немыцкого зап(1А,2950) 8 курум, открытый ледник
21.08 13 Спуск до Кучерлинского озера 7 тропа, брод
22.08 14 Спуск вдоль реки 27 конная тропа
23.08 15 Спуск до деревни Кучерла 18 конная тропа, дорога.

Описание прохождения маршрута

День 1. Подъезд под перевал Кузуяк(НК).

На микроавтобусе переехали мост через Катунь и небольшой мост через Кучерлу и остановились перед подъемом на перевал, километрах 5 после Тюнгура. Погода была хорошая, к тому же было всего 6 часов вечера, поэтому решили сразу пройти дальше. В нормальном темпе к 9 часам поднялись на перевал по хорошей дороге. Потихоньку начинало темнеть. Поэтому спускались вниз до первого ручейка. Спуск занял примерно полчаса.

День 2. Подъем вдоль реки Аккем.

Утром, за ходку, дошли до реки и начали подъем по конной тропе вдоль левого берега. Тропа вдоль реки постоянно то поднималась, то опускалась. После обеда стал моросить дождь, который постепенно перешел в ливень. Встали на ночевку примерно 5 км после устья р. Араскан.

День 3. Подьем до ГМС на оз.Аккем.

С утра шел дождь, поэтому идти особенно не хотелось. Однако часам к 11 дождь перестал идти, и часов в 12 мы пошли дальше. Часа в 3 пообедали напротив устья реки Текелю. После 5 часов начал опять идти дождь. Мы уже искали место для стоянки, когда неожиданно для нас самих вышли к ГМС перед озером. На озере стояло много палаток (около 30). Постепенно дождь перешел в мокрый снег. Быстро поставили палатку за пару километров до ГМС. К счастью нам удалось найти дрова, правда за ними пришлось сбегать вверх по склону несколько сот метров. Разожгли костер и смогли посушиться и согреться.

День 4. Радиальный выход до Аккемскго ледника.

Утром, когда встали, лежал 25-ти см слой снега. Погода была непонятная, однако, часам к 12 распогодилось, и мы пошли в радиалку. Вдоль озера тропа идет по левому берегу. Перед Верх-Аккемским озером брод через р. Аккем шириной около 15 м и глубиной по колено. Над рекой натянут трос, за который в принципе можно страховаться. Из-за нежелания мочить ноги мы пошли по левому берегу без тропы по куруму. С часу до пяти успели дойти до начала ледника. Без рюкзаков идти еще нормально, однако с рюкзаками все-таки лучше переправляться на другой берег. Там, такое же расстояние, ходится за пол часа. Обратно возвращались тем же берегом.

День 5. Прохождение перевала Каратюрек(1А,3060).

С утра была хорошая погода. На перевал вела хорошо видимая тропа. За день до нас видимо прошла группа по свежевыпавшему снегу. При подъеме нам встретилось несколько групп, как в ту, так и в другую сторону. При подъеме на перевал при хорошей погоде открывается вид на весь Белухинский массив. После ложного перевала делаем траверс слева по куруму и выходим к ручью. После этого начинается долгий подъем метров 400. Перед последним взлетом погода начала портиться. На перевал зашли часам к 16. Там дул сильный ветер и шел снег. Погода стояла мерзкая, и мы, даже не сфотографировавшись, быстро сбежали вниз до конца снега. Погода улучшилась и мы пообедали. Ниже шла хорошая тропа. Спустились до дров и встали на ночевку.

День 6. Подъем до Кучерлинского озера.

Вдоль Текелюшки по тропе к обеду спустились до Кучерлы. При хорошей погоде тропа на спуск еще ничего, однако при плохой погоде и на подъем тропа может доставить некоторые проблемы. Вдоль Кучерлы по правому берегу часам к 18 подошли к озеру. Перед самым озером тропа разветвляется. Одна тропа идет влево вверх, на холм, другая идет низом вдоль реки. По левой тропе через холм доходится быстрее, кроме того с холма открывается замечательный вид на озеро при хорошей погоде. Мы встали на ночевку в самом начале озера. И хотя других групп не было, дров было очень мало. Лучше проходить дальше к середине озера, там есть неплохие стоянки, да и с дровами меньше напряженки. Надо заметить, что на переход с Аккемского до Кучерлинского озера через перевал Каратюрек тратиться не меньше двух дней.

День 7.Подъем по р. Кони-Айры до границы леса.

Вдоль озера и дальше вдоль реки Кони-Айры по правому берегу поднимались по тропе. Правда часто тропа завалена деревьями, местами она превращается в болото. Через р. Мушту-Айры переправились по бревнам. На ночевку встали перед водопадом. Как потом оказалось места для ночевок есть и дальше, однако там должно быть труднее с дровами.

День 8. Прохождение перевала Капчальский вост.(1Б,3200).

До морен еще идет тропа, но в кустарнике она очень легко теряется. Дальше по моренам шли с левой стороны, вдоль леднике. На пологом месте вышли на ледник. Пока обедали, сбегали на разведку. Ледник открытый, с трещинами. Были видны следы группы, прошедшей дня за 3 до нас. Ледник проходили двумя связками. Сам перевал становится видно только в конце ледника, подъем на него очень пологий, без перевального взлета. До перевала дошли за одну ходку. На перевал вышли в 14.30, где и сфотографировались всей группой. Погода стояла замечательная. Сняли записку Рижского авиационного университета от 11 августа 1997г. Спускались с перевала слева по сыпухе. После сыпухи шел лед со снегом метров 30 под углом 15 градусов. Повесили веревку и, придерживаясь руками, спустились до выполаживания. Дальше по леднику шли в связках опять по следам. После морен переправились на левую сторону реки, вышли на тропу и подошли к ущелью перевала Обской. Ночевку делали на примусе.

День 9. Радиальный выход до р. Катунь.

В радиалку ходило 5 человек. За пару часов по тропе дошли до слияния рек Капчал и Катунь. Через Катунь бродили в месте разлива. В некоторых руслах вода была чуть выше колен. По левому берегу Катуни идет тропа. Для того, чтобы посмотреть на Белуху, залезли на склон высоты 2623.

День 10. Прохождение связки пер. Корешок(1А)-пер. Весенний(1А).

Переправились через р. Капчал и по правой стороне вдоль ручья начали подниматься до цирка. Местами проглядывала тропа, но она очень быстро терялась. Впереди просматривалось несколько ущелий (на карте в этом цирке был обозначен только один большой ледник). Налево было ущелье с хорошо определяемым перевалом 1А, которое вело в ущелье Узун-Кара-Су (на фотографии его не видно). Чуть правее было достаточно узкое ущелье, которое поднималось ступенями. На верхних ступенях лежал ледопад без снега, который издалека выглядел достаточно круто. Прямо и направо уходил большой ледник, выход на который не был виден. Посовещавшись, решили подняться на ледник в центре, справа от скал. По моренам прошли немного направо и поднялись под ледник. Вдвоем с Манжалеем Саней сбегали на разведку. Подъем на ледник идет около 100 метров. Перед выполаживанием были трещины, и шел достаточно крутой лед, который без "кошек" не пройти. По скалам обойти тоже было нельзя. Времени было около часа дня и стояла альтернатива, либо пройти по моренам еще дальше направо, либо уйти в левое ущелье, где был виден какой-то перевал 1А. Решили не рисковать, а уйти запасным вариантом через ущелье Узун-Кара-Су. Часам к трем поднялись в цирк левого ущелья, где и пообедали. Часть цирка, которая не была видна снизу, резко поворачивала направо. Было пару мест похожих на перевал 1А. Выбрали правый, в дальнем конце цирка. По осыпи поднялись на перевал, где увидели ущелье реки Узун-Кара-Су. На перевале сняли записку москвичей из клуба путешественников "Сегур" от 19.08.95, где было написано, что это перевал Корешок(1А). На противоположном отроге был виден какой-то перевал 1А. К 18 часам по куруму и осыпи поднялись на него. Это оказался перевал Весенний(1А). Сняли записку туристов МосТорСЮН из Москвы от 9.08.96. На перевал оказалось удобнее подниматься правее самой седловины. При этом потеря высоты меньше, да и взлет до отрога оказывается всего метров 40. После подъема, мы сделали траверс по отрогу метров 100 и вышли на седловину, где и нашли тур. Вниз спустились по осыпи. Хотя у нас была информация про тропу, которая должна была идти вдоль правого берега истока реки Верх-Кураган, ее абсолютно не было видно. До слияния рек Верх-Кураган и Ю.Иолды спуск шел по траве, вперемешку с курумом. Часов в 9, не доходя 3 километров до слияния, встали на ночевку на примусе.

День 11. Подход под перевал Немыцкого зап.

Надо сказать, что с перевалом Немицкого зап. у нас вышла накладка. Дело в том, что на геодезической карте Катунского хребта, выпущенной ВПО "Инженерная геодезия" перевал показан в первом ущелье после слияния рек, тогда как на самом деле он находится во втором ущелье. Мы завернули в первое ущелье и поднялись до озера, как показано по карте. После этого по куруму вылезли на главный хребет, где увидели отвесные сбросы. Внизу был виден ледник Немицкого, который слева полого шел на перевал. Мы поняли, что наш перевал находится в соседнем ущелье. Поэтому мы спустились ниже по отрогу, разделяющему ущелья. Заночевали на отроге, опять на примусе.

День 12. Прохождение перевала Немыцкого зап.(1А,2950).

С утра погода испортилась. До этого, после Аккемского озера погода стояла на удивление хорошая. Лишь изредка накрапывал мелкий дождик, тогда как в основном стояла солнечная погода. Мы быстро спустились с отрога на морены и подошли к леднику. Ледник не представлял из себя никаких трудностей, он был открыт и без трещин. Перевального взлета почти нет. К 10.30 вышли на перевал. Сняли записку новосибирцев из РТК "Траверс" от 10.08.97. С другой стороны ледник тоже не представлял трудностей. Ниже морен временами попадалась тропа, однако она терялась среди кустарника, и по большей части до озера Дарашколь спускались без тропы. Возле озера вышли на хорошо видную тропу, по правой стороне реки. По тропе, которая местами превращалась в болото, дошли до стоянки с дровами, и встали на полудневку, так как шел сильный дождь.

День 13. Спуск до Кучерлинского озера.

По хорошей тропе, мимо водопада, спустились до озера Аруколь. Озера, как такового, не было, просто река разливалась на несколько мелких русел. Реку бродили в месте наибольшего разлива. Последнее, самое большое русло, перешли по бревнышку. После брода вышли уже на знакомую тропу. Возле притока в Кучерлинское озеро встали на полудневку часов в 15. После обеда погода улучшилась.

День 14. Спуск вдоль реки.

Вдоль озера и дальше вдоль реки шли по конной тропе. Погода стояла замечательная. За 4 часа дошли до реки Текелюшка, где пообедали. К 17 часам встали на ночевку не доходя 3 км до р. Куйлю.

День 15. Спуск до деревни Кучерла.

С утра за 3 часа дошли до 2-го моста, где на следующий день нас должен был забрать микроавтобус, с которым мы заранее договорились. Ниже р. Куйлю идет хорошая дорога. В целом, дорога вдоль Кучерлы гораздо лучше, чем вдоль Аккем