Клуб  
"Дорога"
походы - соревнования - о клубе - архив - ссылки - дневник - новости- главная страница
КАК ЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ НА ВОДНОМ МАРШРУТЕ
Водное путешествие - это перемещение в водной среде и во времени. Остановить
время, как и движение воды, мы не в силах, но мы можем и хотим его максимально
насытить. Впечатлениями, риском, общением, да мало ли чем! Единственное
препятствие на пути к этому - необходимость заботиться о нуждах тела. Затрачиваемое
на это время классики отечественного туризма почему-то называют вспомогательным
[1]. Чем оно меньше, тем больше вы сможете проплыть, увидеть, выловить
и все это заснять, надеясь вырасти в глазах друзей-водников, а возможно
и жены. Первое маловероятно, второе вовсе недостижимо, но многие пытаются.
Порой забывая, что экономить время желательно либо всем членам команды,
либо никому, иначе возникнут разногласия (они все равно возникнут, но по
другому поводу), которые способны испортить даже самый красивый маршрут.
Отсюда следует главный постулат - соберите группу единомышленников. Это
еще никому не удавалось сразу: разногласия единомышленников конструктивны,
а это даром не дается. Здесь наиболее быстрый путь - назначить руководителем
себя самого. По всем доступным и труднодоступным источникам изучить район
путешествия, а затем представить маршрут, который нанижет на водную ленту
все самые красивые достопримечательности данного региона. Это будут цели.
Ваши цели. Они вам покажутся о-го-го, донесите их до людей, не расплескав
по мелочам, и люди за вами пойдут. Когда они загорятся идеей, примените
к ним постулат второй: распределите роли в соответствии со способностями
и претензиями каждого. Чувствуя себя при желанном деле, человек активен.
Не мешайте ему, он все сделает сам, возможно не так, а если так - то не
сейчас. Поэтому по некоторым узловым точкам необходим контроль. Запомнить
их не трудно. Исходите из предположения, что в вашем походе хотя бы ваше
тело должно быть в некоторой безопасности, должно есть, отдыхать, быть
здоровым и готовым к немедленному действию независимо от обстоятельств
и условий погоды.
Рассмотрим, как все это максимально минимизировать с минимальными затратами.
1. ТЕЛО ДОЛЖНО ЕСТЬ. Отсюда следует, что самая важная фигура на маршруте
не вы. Это завхоз. По крайней мере, до сих пор это сомнениям не подвергалось,
и тенденция, похоже, сохранится на неопределенно долгий срок. Хороший завхоз
- это не человек даже, это божество, предмет всеобщего поклонения, но в
государстве безбожников он встречается не чаще, чем черная икра в походном
рационе. Посетив продуктовые магазины, ваш завхоз, скорее всего, предложит
самое радикальное средство экономии времени, взятое из книги Поля Брегга
"Чудо голодания". Проведите контрприем, отреагировав списком
литературы [1, 2, 3], и предложите начать его освоение с изготовления упаковки.
На каждый прием пищи свой полиэтиленовый пакет, который после наполнения
продуктами герметизируется, вкладывается в капроновый мешочек, на котором
ставят дату. Все упаковки делятся на количество людей в группе, каждый
из которых пакует их в мешок из прорезиненной ткани. Это позволит свести
к минимуму споры о том, что готовить и сколько всыпать. Продуктов хватит
до конца маршрута, а продуманное их чередование сделает желанным даже овес.
Если манная каша будет чаще встречаться по утрам, а мясные продукты по
вечерам, то за месяц это сбережет вам целый день только на приготовлении.
А если вместо суповых концентратов и чая на обед использовать только одно
жидкое блюдо - "Энпит белковый" в смеси с какао (растворимым
кофе) и сахаром, то готовиться это будет только до закипания воды, а чувство
голода не проснется и через 7 часов ломовой работы.
Чаще всего готовить пищу приходится на костре. Вечно сырые водники примусов
не приемлют. Пламя - их религия, а не вода, как принято считать. Изготовив
таганок [1, 2, 3, 4], вы сбережете на времени закипания воды до часа в
сутки. А если в команде будет постоянный повар, который точно знает, как
засыпать и когда мешать, то экономия времени будет просто потрясающей.
Очередному дежурному нужно будет только принести воды и выполнять команды
повара. Дрова заготавливают все остальные, они же устанавливают групповой
тент, укрывающий огонь и прием пищи от дождя. Именно поэтому каша в котлах
иногда пригорает. Если котлы изготовлены из титановых сплавов (страна у
нас отнюдь не бедная, опять же ракеты везде производятся), то чистить их
не придется. Во время чаепития котел раскаляется в костре до розового цвета,
не разрушаясь (температура плавления 3000 градусов), остатки еды превращаются
в прах и после постукивания по стенкам осыпаются добровольно.
2. ТЕЛО ДОЛЖНО СПАТЬ. Часов так 6-8. Обычно в палатке, но так, чтобы
утром оно было в форме, т.е. тепло и сухо. Для этого нужно иметь палатку
[1, 2, 4, 5], спальный мешок [1, 4, 5] и подстилку. Лучше иметь капроновую
палатку с легким тентом из ткани типа АЗТ, к которому она и подвязана.
Растянул тент - сухая палатка под ним уже стоит. Спальник должен быть теплым,
легким и индивидуальным. Пуховой мешок сводит к минимуму количество личных
вещей и необходимость их просушки. Групповой спальник (не путайте со своим,
куда вы поместили чужую девушку) делает сон беспокойным, а команду по утрам
вялой. Впрочем, аналогичного эффекта добивается (невольно достигает) и
девушка. Возможно, по этой причине на сложных маршрутах они встречаются
редко. К тому времени "богини" наших походов становятся чужими
женами и думают не о том, о чем вы мечтаете все свободное от работы время.
Выручает подстилка из полиуретанового коврика [1, 4], которая позволяет
исключить тяжелое водонепроницаемое дно у палатки и бороться с неровностями
рельефа без девушки, рубки валежника и тщательного выбора места ночлега.
3. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ. Если не целиком, то хотя бы большей частью
или основными его местами. От холодной воды и непогоды лучше всего защищают
гидрокостюмы [4]. Совсем хорошо - неопреновые. Одетый на голое тело, он
другой одежды для сплава не требует, сушить его тоже не надо. Костюм просто
провяливается на ветерке, пока хозяин ходит по лагерю в легкой капроновой
ветровке [4, 5], надетой поверх спортивного костюма, или спит голый в пуховом
спальнике.
Болезни все же случаются и сильно тормозят движение группы. У водников
преобладают простудные заболевания, радикулит и болезни воспаленного от
криков горла. С первыми лучше бороться подстегиванием иммунной системы
организма (усиленные дозы аскорбинки и поливитаминов, чай с шиповником,
настойки элеутерококка и женьшеня). Радикулитчиков отлично распрямляет
мазь "Феналгон" (обычно за три дня), а горлу безотказно помогают
масляные ингаляции типа "Камфомен". Вопреки устоявшемуся мнению,
групповая аптечка [1, 2, 6] может быть небольшой и всегда под рукой, если
врач или доброволец-санинструктор заранее узнает об индивидуальных особенностях
здоровья каждого и раздаст упакованные препараты потенциальным пользователям.
4. ТЕЛО ДОЛЖНО ОТДЫХАТЬ. В течение дня хотя бы иногда. Для этого составьте
разумный график маршрута, а при его реализации используйте рациональные
приемы тактики движения [1, 2]. График разрабатывается либо под имеющиеся
средства сплава и состав группы, либо под него подбирают (создают) необходимые
суда и способных выдержать его людей. Последний вариант означает, что если
вы идете, к примеру, на маршрут шестой категории сложности, то группа должна
быть способна брать препятствия пятой категории сходу (если за ними нет
особо опасных порогов), иначе затраты времени на просмотр значительно увеличат
рабочее время дня.
Впереди обычно движется флагманское судно с наиболее сильным экипажем.
Эти люди чаще других бегают на просмотр препятствий, несут большую нагрузку
по организации страховки, и желательно их время от времени подменять (лучше
по одному и под видом помощи другим экипажам), чтобы не превышать предел
усталости, который чреват потерей времени в самый неподходящий момент.
Обед рациональнее совмещать с ремонтом, а не с положением солнца. Устранение
серьезных повреждений судна разумнее переносить на вечернее время, ограничиваясь
днем "косметическими" мерами. На каждом судне должен быть свой
ремнабор [2], тогда группа может уйти вперед для организации бивака или
просмотра серьезного порога, пока оставшиеся устранят неисправности.
Место ночлега (обеда) желательно выбирать рядом с ключевыми препятствиями
маршрута (дня) с целью экономии времени на общей разведке и обсуждении
тактики прохождения. Групповой тент позволяет быстро упаковать вещи в непогоду
и начать сплав, не дожидаясь окончания дождя. Идти лучше именно в дождь,
т.к. он имеет свойство заканчиваться (затихать), а на воде вода с небес
мешает значительно меньше, чем на берегу во время отдыха.
5. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ В ОТНОСИТЕЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Хотя бы по отношению
к соседнему телу, а не вообще. Спортивный туризм, согласно официальной
концепции [1], призван удовлетворять социальную потребность в риске. Если
вы едете не за риском, то вы просто путешествуете, а значит, задача экономии
времени страховки для вас не столь существенна и данный раздел можно пропустить.
Экономия времени на страховке не адекватна снижению уровня безопасности.
Вы просто должны вовремя изменять способы и методы страховки [1] в зависимости
от сложности препятствий и стоящих перед вами задач.
Быстрота основана на принципе, согласно которому экипаж должен рассчитывать
только на собственные силы и самостраховку. Если вам помогут, а вы "это"
[1] поймаете - считайте случившееся подарком судьбы. Она ими не часто бросается.
Средства сплава должны быть надежными [1, 7], а снаряжение [1, 7] и опыт
людей - достаточными для автономного выживания в экстремальных ситуациях.
Оптимальным для экономии времени является движение судов тандемом (кильватерной
колонной). Дистанция между судами при прохождении порогов увеличивается.
Наиболее сильный экипаж на флагманском судне следует во главе колонны.
Он оценивает линию движения с наплыва и входит в порог, подавая условные
сигналы для изменения линии прохождения в случае необходимости. Пройдя
препятствие, флагман притормаживает или становится на страховку с воды
[1].
Достаточно протяженные и опасные препятствия обычно проходят поочередно.
Промежуточные швартовки и точки страховки на бурной воде без особой необходимости
лучше не применять. Целесообразнее наладить надежную страховку всеми имеющимися
силами и средствами на финише каскада, на участке с относительно спокойной
водой. В этом случае команда успевает (пока первый экипаж осмотрит порог),
установить даже принудительную швартовку [1, 7] и выбрать удачные точки
страховки с берега [1]. Готовность к старту подтверждается по радиосвязи
или сигнальной ракетой. Условные сигналы здесь применяют чаще, однако обычно
их приходится дублировать голосом, который быстро становится хриплым и
норовит сорваться на непарламентские выражения, что в лучшем случае чревато
длительным разбирательством после финиша. После прохождения экипаж становится
на страховку с воды, и второй старт можно осуществить тандемом.
Предельно опасные препятствия обычно преодолевают одним судном, периодически
меняя на нем экипаж или его часть и организуя обнос вещей и средств сплава
сразу после подхода к порогу. Во время их переноса попутно проводится общая
разведка и психологическое привыкание, что также способствует поддержанию
темпа движения.
Автор отдает себе отчет, что краткая заметка не позволяет серьезно рассмотреть
весь комплекс мер по сбережению времени на маршруте, поэтому она дана в
виде ненавязчивого концептуального подхода к решению данной проблемы. В
принципе, его можно сформулировать одним предложением: успех будет зависеть
от удачного формирования команды единомышленников (смотри главный постулат),
которые "загорелись" идеей маршрута, прохождение его считают
делом чести, а общий успех ставят выше личного самоутверждения. Однако
надеяться на это способны только самые отчаянные идеалисты. Руководитель
силен именно тем, что, несмотря на отсутствие этого, незаметно позволит
группе осуществить все им намеченное.
МИНИМАЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водный туризм / Сост. В.Н.Григорьев. - М.: Профиздат, 1990.
2. Краткий справочник туриста / Сост. Ю.А.Штюрмер. - М.: Профиздат,
1985.
3. Шимановский В., Ганопольский В. Питание в туристском путешествии.
- М.: Профиздат, 1986.
4. Самодельное туристское снаряжение / Сост. П.И.Лукоянов. - М.: ФиС,
1986.
5. Снаряжение для горного туризма / Сост. Л.Б.Директор. - М.: Профиздат,
1987.
6. Коструб А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 1990.
7. Снаряжение туриста-водника / Сост. В.Н.Григорьев. - М.: Профиздат,
1986.